«Это очень перспективное государство в части логистики». Эксперт о сотрудничестве Беларуси и Омана
Как выстоять в современном турбулентном мире? И как эффективно противостоять планетарным вызовам? Безусловно, сегодня это вопрос номер один! Ответ прост: опираться на надежных геополитических союзников и единомышленников, а также предсказуемых экономических партнеров. Именно на таких принципах Минск выстраивает свою внешнюю политику. Немало аргументов в подтверждение этих тезисов на неделе прозвучало в рамках весьма насыщенной международной повестки главы нашего государства, рассказали в программе Новости «24 часа» на СТВ. И эти акценты расставим и закрепим прямо сейчас. Итак, Оман – наша «точка опоры» на Ближнем Востоке. Минск и Маскат в рамках визита султана этого государства обозначили новую планку в отношениях. Ну и, конечно, огромное количество тем, которые обозначились в Душанбе, где Александр Лукашенко пообщался с коллегами по СНГ.

Одним из наиболее сложных для реализации, но вместе с тем требующим разрешения вопросом на пространстве Содружества остается экономическое взаимодействие.
Политика санкционного давления, от которой коллективный Запад не отказывается, только подтверждает тезис Александра Лукашенко о том, что нельзя потерять наработки прошлых поколений, нужно наращивать темпы торгового сотрудничества.
Да, положительная динамика в этой части сохраняется: рост с начала года – чуть больше двух процентов. Тем не менее необходимо наращивать запас прочности экономик.
Лукашенко на саммите СНГ: может, нам отбросить всякие размышления и заняться вопросами экономики?

Как отметил Александр Лукашенко, сейчас то самое время, когда необходимо решить глобальные вопросы внутри Содружества, при этом не затронув амбиции стран-участниц. Продолжая разговор о суверенитете, эксперты отмечают: в СНГ нет наднациональных органов. И в этом – плюс объединения.
Политолог назвала преимущества формата СНГ: никто не заставляет делиться частью своего суверенитета.
Как говорят политологи, СНГ относится к «мягкому» формату интеграции, это важная диалоговая площадка. И понимать тонкости обстановки в постсоветском регионе сегодня хотят за его пределами. По итогам саммита главы государств Содружества подписали решения об учреждении нового формата – «СНГ плюс» – и наделении ШОС статусом наблюдателя при Содружестве.

Кубат Рахимов, эксперт по вопросам евразийской интеграции (Кыргызстан):
Можно отметить такой момент, что фактически это идет констатация факта существующего формата, потому что тот же Туркменистан имеет прямую недвусмысленную запись своей Конституции о нейтралитете, при всем том обязательно участвует в мероприятиях такого рода, будь то СНГ, ШОС или еще какие-то другие форматы. Это такая специфика Туркменистана. При всем том, не являясь, опять же, ввиду конституционных ограничений, прямым членом СНГ, все воспринимают Туркменистан как близкого союзника, как страну, с которой можно и нужно обсуждать проблемы постсоветского пространства. Поэтому «СНГ плюс», в моем понимании, это фиксация того, что уже есть.

Одобрили лидеры и ряд других документов, что свидетельствует о единой позиции и понимании необходимости неглубокого, но реформирования организации.
Определенный этап становления сегодня переживают и белорусско-оманские отношения. Периодичность обменов визитами на высшем уровне отражает серьезную заинтересованность в партнерстве. Отметим, Александр Лукашенко посещал Маскат в декабре прошлого года. Ответный визит не заставил себя ждать.
Дмитрий Швайба, кандидат экономических наук:
Оман – это очень перспективное государство в части логистики. Это и выход к Персидскому заливу. Это, в общем-то, очень важное геополитическое расположение. Ведь не секрет, что 80 % мировых товаров перемещаются морем. И в этом смысле Беларуси очень важно иметь союзные, дружественные юрисдикции, с которыми можно сотрудничать в части обеспечения логистического подскока, так называемого товарного хаба, для перемещения своих товаров и, конечно же, поставки необходимых товаров в нашу страну.

Партнерство Минска и Маската не только стратегическое, но и взаимовыгодное. Мы поставляем большое количество товаров, которые не производятся в Омане. Интересен также наш опыт в части механизации и цифровизации, особенно в сельском хозяйстве. Порты Омана обеспечены техникой в том числе белорусского производства.
Значительная доля товарооборота приходится на продукты питания. Оман находится в регионе, где традиционно испытывают дефицит в этом сегменте. Впрочем, развивать отношения только за счет торговли – это устаревшая модель. Уже есть договоренности о совместных проектах.
Юлия Абухович, экономический аналитик:
Достигнуты соглашения о строительстве целлюлозного комбината с хорошими выходными мощностями. Достигнуты соглашения о вложении инвестиций в нашу деревопереработку, что позволит более эффективно использовать природные ресурсы Республики Беларусь.

Еще один проект с оманским инвестором на стадии проработки, о его направленности и перспективах на неделе доложил главе государства управделами Президента Юрий Назаров. Пока известно, что инициатива касается сельского хозяйства.
Беларусь ведет активную внешнеполитическую работу. Особенно в последние годы, к чему подтолкнули в том числе санкции. Портфели контрактов, а также дорожные карты мы наращиваем успешно, потому что зарекомендовали себя как надежного партнера, что важно – уважающего чужие ценности и интересы.
Обратите внимание – наш Президент всегда говорит, что все договоренности и обязательства, которые на себя берет наша страна, будут выполнены. Это касается и ближайших партнеров, и стран дальней дуги.
Такие же принципы Минск приветствует и в нашем Содружестве. Да, потенциал СНГ высок, он не исчерпан, но эффективность взаимодействия на этой площадке может быть выше. И подписанные в Душанбе документы – в том числе о международном позиционировании организации – важный шаг в этом направлении.