90-е и сейчас – это небо и земля. Белорус о встрече с Лукашенко, протестах в метро и дружбе с украинцами

Проект СТВ о людях, которые в разное время общались с Президентом. О тех, которых выбирал Первый, чтобы узнать мнение «от земли».

90-е и сейчас – это небо и земля. Белорус о встрече с Лукашенко, протестах в метро и дружбе с украинцами-2

От имени трудового коллектива разрешите вам вручить вот эту книгу, которая была издана в честь 40-летия Минского метрополитена. 
– Спасибо. Вы знаете, когда, как сказал действующий руководитель, ветеран выступит, я так посмотрел, думаю, на ветерана он еще не тянет.

90-е и сейчас – это небо и земля. Белорус о встрече с Лукашенко, протестах в метро и дружбе с украинцами-4

Виктория Ходосок, политический обозреватель:
Эту встречу Ивана Овсяника, машиниста первого поезда минского метро, с Александром Лукашенко нельзя назвать случайной. Но вот то, как развивалась их беседа, – абсолютно неожиданная история. Дело было в канун Нового года. Глава государства приехал на открытие нового участка третьей линии минского метро.

Нашему герою поручили в торжественной обстановке вручить Президенту памятную книгу и выступить с речью. Да, здесь все пошло по плану, но вот дальше разговор развивал сам Александр Лукашенко. В частности, речь зашла на не совсем удобную тему – забастовка работников минского метро в 90-х.

Наш герой подробно расскажет, как в действительности тогда все происходило, кто сбил с толку бунтарей, чем были недовольны и как развивалась напряженная ситуация дальше. Об этом и не только из первых уст.

90-е и сейчас – это небо и земля. Белорус о встрече с Лукашенко, протестах в метро и дружбе с украинцами-6

Иван Овсяник, машинист-инструктор Минского метрополитена:
Я совершенно не волновался, я спокойно знал, что сказать и как. А когда предоставили речь, у меня как-то… Даже сам не понимаю, что. Я сказал все, как нужно. Немножко сбился, но я не чувствовал, что я волнуюсь.

Александр Григорьевич руку жал мне два раза, встречались мы три. То есть я был на первом пуске, но встретились мы издали. Второй пуск, когда пускали Автозаводскую, мы с Виктором Николаевичем Воложчиком вели поезд, Александр Григорьевич заходил в кабину управления.

И последний раз – это сейчас, когда пускалась третья, эти три станции. И я понимал, что могут быть вопросы различного плана. Я понимал, что мне надо будет на их отвечать, если будут спрашивать. Но я, в принципе, к этому был готов.

90-е и сейчас – это небо и земля. Белорус о встрече с Лукашенко, протестах в метро и дружбе с украинцами-8

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Я был совсем еще молодым Президентом. И очень активно тогдашняя оппозиция пользовалась услугами метрополитеновцев. И я помню, уговорили ваших родителей, скорее всего, выступить в поддержку оппозиции. И остановили летом метро. Но я сказал, никому не кланяться. Ни в коем случае. Не хотят работать? Не надо. Это в твои времена было. Ты, по-моему, еще тогда в оппозиции был.

Иван Овсяник:
Это уверенный в себе, уверенный в своей правоте человек. Я думаю, что это хорошее качество. Человек должен быть всегда уверен в себе.

90-е и сейчас – это небо и земля. Белорус о встрече с Лукашенко, протестах в метро и дружбе с украинцами-10

Помню, как сейчас, когда первый поезд вел, руки были подпотевшими. 

90-е и сейчас – это небо и земля. Белорус о встрече с Лукашенко, протестах в метро и дружбе с украинцами-12

Всегда меня привлекало движение, колеса. Я попал на железную дорогу, отучился на железной дороге. И в 1983 году, когда набирали метро, запускалось метро, было объявление в газете, было объявление, что набираются, и желательно набирать работников железной дороги, потому что родственные предприятия были.

Я пошел в отдел кадров метрополитена, и там меня приняли на работу. Где-то в марте прошел первый пробный поезд, линия готова для приемки пассажиров. Дальше было доведено до нужного состояния. 29 июня был проведен первый правительственный поезд, то есть проехало все руководство нашей страны на тот момент. Пассажиров, конечно, было очень много в первые дни, потому что метро – это была новинка для нашей республики. Соответственно, всем хотелось посмотреть, проехать.

90-е и сейчас – это небо и земля. Белорус о встрече с Лукашенко, протестах в метро и дружбе с украинцами-14

Иван Овсяник:
Все заглядывали в кабину, стремились в ее попасть каким-то образом. Первый участок у нас был от «Института культуры» до депо. Поезда из депо выходили на линию, и от «Института культуры» – до станции «Московская». То есть в одну сторону, соответственно, до «Института» по обороту и ехали дальше. Линия была небольшая, станций немного.

Руководство республики поддерживало наше предприятие, потому что это перспективный и удобный вид транспорта для всех. Старались для наших граждан сделать. Соответственно, оно развивалось нормально. Я считаю, что оно нормально развивалось. Может, не так быстро, как сегодня в Москве, и так быстро они строились.

Все вроде хорошо, но медленно – Лукашенко потребовал нарастить темпы строительства метро.

 

90-е и сейчас – это небо и земля. Белорус о встрече с Лукашенко, протестах в метро и дружбе с украинцами-16

Иван Овсяник:
На сегодня так, как есть. Глава государства сказал, что будем развивать метрополитен, строить, и мы его строим. Поэтому предположить, как бы было по-другому. Можно кучу предположений сделать, но оно есть так, как есть. То есть оно развивается. Потихоньку, но развивается. С учетом тяжелой обстановки в мире, с этими санкциями и прочее, мы все равно не стоим на месте.

Лукашенко: «Мы готовы разговаривать. Но если кто-то к нам с мечом придет или с ружьем, у нас есть чем ответить».

Виктория Ходосок:
Скажите, а вы какими-то качествами похожи на Президента?

90-е и сейчас – это небо и земля. Белорус о встрече с Лукашенко, протестах в метро и дружбе с украинцами-18

Иван Овсяник:
Пока был молодой, наверное, был более целеустремленный. Мне хотелось достичь того, того, того. Теперь я немножко успокоился. Я хочу поддерживать себя на том уровне, который у меня есть. У меня не настолько сложная работа, как у Александра Григорьевича. Мое дело – обучать. Это я умею. Соответственно, это я и провожу. Поэтому, наверное, не столько целеустремлен. Для республики он сделал много. Во всяком случае, то, что было в 1990-х годах и то, что сейчас, – это земля и небо.