«Никакой парламентской республики». Гайдукевич о том, какие партии нужны Беларуси, «сидящих в кабинетах чиновниках» и иностранных агентах
Новости Беларуси. В гостях программы «Азаренок. Тайные пружины политики 2.0» депутат Палаты представителей Олег Гайдукевич и политолог Юрий Воскресенский.
В Минюсте зарегистрированы 15 политических партий. Но их нет, давайте скажем правду
Григорий Азаренок:
Что делаем с нашей партийной системой? Общество задает вопрос: что нам нужно делать, какие есть в этом проблемы?
Олег Гайдукевич, депутат Палаты представителей:
Мы должны понимать, партийная система – не панацея для решения проблем в стране, надо смотреть в комплексе на все. Моя позиция, я ее озвучил на Всебелорусском народном собрании, первое, что мы должны сделать, – провести ревизию политических партий. В Минюсте зарегистрированы 15 политических партий. Но их нет, давайте скажем правду. Где они?
Григорий Азаренок:
Я сам интересуюсь политикой, я штук пять назову.
Олег Гайдукевич:
А я вам скажу, что их больше трех нет вообще. Их не существует. На бумаге нарисованы, есть печать, офисов нет, людей нет, они в выборах никогда не участвовали.
Первое, что мы должны сделать: по-настоящему запретить любое финансирование извне
С другой стороны, об этом я тоже сказал на ВНС, можно критиковать политические партии, нужно критиковать. Но мировая политика не придумала никакой альтернативы выражения политических взглядов, кроме как политические партии и общественные организации. В противном случае мы должны признать, что в стране все одного мнения. Такой страны в мире не существует. Выражать мнение можно на улице, что крайне плохо и недопустимо, либо через политическую партию. Мы прошли правильный путь, мы не должны были спешить, не должны были копировать что-то с других стран. Но сейчас назрела необходимость вернуться к этому вопросу. Об это говорят уже все, и глава государства. И первое, что сделать, – провести ревизию политических партий.
Читайте также:
«Человек в открытую рассказывает: меня содержат». Олег Гайдукевич об интервью Светланы Тихановской
Олег Гайдукевич: под крики о демократии чуть не уничтожили Сирию, только благодаря России устояла
Олег Гайдукевич: в августе 2020 были чиновники, которые прятались по кабинетам, в шкафу были две шапки – красная и белая
Второе, что мы должны сделать, – принять новый закон о политических партиях. Адекватный закон, закон, который бы позволял прозрачно смотреть на эту деятельность. Что я имею в виду? Давайте скажем правду. Мы имеем законодательство, которое запрещает финансирование политических партий извне. Но оно работает разве? Я не вижу, что оно работает – знаете, почему? Лидеры многих оппозиционных партий (которые называют себя оппозиционными) десятилетиями нигде не работают, десятилетиями не имеют трудовых книжек. Кто-то уволился в 1996 году, когда Верховный Совет распался, он ушел и так до сих пор никуда на работу не устроился. Поймите, профессии общественный активист не существует, за это деньги не платят, если только эти деньги не поступают откуда-то из-за рубежа, а они поступают, и не используются во вред своей стране. Первое, что мы должны сделать: по-настоящему запретить любое финансирование извне. Какие должны быть последствия? Все деньги должны изыматься, мы должны принять закон об иностранных агентах. Лица, которые были установлены, что получали деньги из-за рубежа (это мировая практика, их никто на выборы никогда не пустит), никогда не будут участвовать ни в каких избирательных кампаниях. Какая же это честная конкуренция, если идут сотни тысяч долларов, люди отстаивают национальные интересы чужих стран. И они будут на равных разговаривать с теми патриотическими силами, которые внутри страны?
У нас чиновники на местах чего боятся? ОБЭП, КГБ и что приедет Президент. И больше ничего
С другой стороны, зритель задает вопрос: партии финансируются. «Зарплату дайте, пенсию», – он так скажет. Почему мы все-таки должны этим заниматься? Я объясню. У нас чиновники на местах чего боятся? ОБЭП, КГБ и что приедет Президент. И больше ничего. Президент уехал, он перекрестился: «Все, до пенсии досижу». Я буду критиковать какие-то вещи. Когда мы сделаем здоровую политическую систему, она у нас и так здоровая, но разовьем элемент конкуренции, в политике нужна конкуренция, будет три фракции: коммунисты, образно говорю, ЛДП, «Воскресенский». Может, еще пусть новые партии создаются, кто против? Только основа одна – патриотизм. Все партии, выезжая за пределы страны, должны горой стоять за свою страну. Как можно выехать за ленточку (туда, в Польшу) и по кабинетам ползать на коленях, вымаливать санкции для своей родины? Это предатели, это уголовная ответственность. Сажать надо за это. Так вот, появятся фракции, и люди будут знать, и местный чиновник будет знать, что спать ему спокойно не дадут.
И обязательно оставить президентско-парламентскую республику с сильным Президентом
Но есть одно замечание. Ни в коем случае не разрушить ту систему государства, которая есть. Никакой парламентской республики, только президентская. Почему? Потому что это гарантия управляемости страны. А парламент – его роль возрастет, ответственность. Но как она возрастет? Именно благодаря появлению фракций, появлению там сильных партий патриотической направленности, которые будут внутри страны спорить об экономике, о социальных вопросах, критиковать там, где надо, чиновников. Но никогда не будут спорить о том, как разрушить (как нам предлагают некоторые лидеры политических партий) свою страну. Вот о чем я говорю. И обязательно оставить президентско-парламентскую республику с сильным Президентом, потому что в противном случае мы скатимся.
Посмотрите, Киргизия. 20 партий в парламенте, или сколько там? Морды друг другу бьют, и каждый год революция. Зачем нам такая демократия? В Украине сколько партий? Сотни (я не знаю, сколько партий), но демократии нет. Когда они Коммунистическую партию закрыли – это что, демократия? И к выборам не допустили.
Мы просто должны понимать, что пусть в конечном итоге вызреет четыре-пять политических партий, три, например, Минюст перерегистрирует и две-три мы новых зарегистрируем. Я не против, должна быть конкуренция. Но всех их должны объединять патриотизм и любовь к родине. Знаете, в чем заключается такое громкое слово? Отстаивать – повторю эту мысль – интересы национальной страны за пределами страны.
Юрий Воскресенский: тот, кто не хочет кормить свои политические партии, будет содержать чужие
Олег Гайдукевич:
Возьмите пример даже Российской Федерации. В парламенте четыре фракции, они иногда очень жестко между собой спорят.
Юрий Воскресенский:
Знаменатель у них один.
Олег Гайдукевич:
Но смотрите, как они стоят рядом с президентом страны при любой попытке только раскачать ситуацию неконституционным путем, любой «наехать» на страну извне. Вот как должно быть. Когда надо, мы все должны стоять рядом с Президентом, забыв о своих политических взглядах. А когда в стране успокоилось, поспорим. Поспорим, где надо – покритикуем, чиновника сделаем.
Я вообще не люблю улицу, потому что ничего хорошего на улице никогда не произойдет. Я сторонник праздников
Григорий Азаренок:
Нужна ли нам – сейчас идет дискуссия – «патриотическая улица»? Потому что мы видим, как эту картинку представляют на Западе: вот, их много с бело-красно-белыми флагами, а с другой стороны только милиция.
Олег Гайдукевич:
Скажу так. Я вообще не люблю улицу, потому что ничего хорошего на улице никогда не произойдет. Нет хорошей улицы. Но красивый митинг, показать, что патриотов много… Я сторонник праздников: музыка, концерт, хорошие позитивные эмоции. Не надо нам на улице негатив.
И второй момент – все должно быть по закону. Я категорически не понимаю, зачем людей подставлять под несанкционированные массовые мероприятия. Для меня любой лидер партии, политик, в первую очередь должен думать о безопасности своих людей. Свои амбиции должны быть ниже безопасности своих людей. Если ты призываешь людей идти на несанкционированный митинг, а при этом сам еще прячешься в гостинице как трус, где-то там под кроватью сидишь и ждешь, когда тебе принесут покушать (потому что сам не купишь, денег же нет, ты же нигде не работаешь – значит, ждешь, когда принесут поесть, что принесут, то съел, принесли выпить водки – выпил водки, не принесли – сидишь, ждешь, когда угостят) это низко и подло.