«Как «айфон», только на колёсах». С чего начиналось производство белорусского транспорта и чем уникален наш трамвай?

В чем уникальность белорусского автобусостроения и почему наш трамвай самый умный в мире? Обсудили в новой серии проекта «Со знаком качеСТВа».

«Как «айфон», только на колёсах». С чего начиналось производство белорусского транспорта и чем уникален наш трамвай?-1

Денис Матвеев, водитель электробуса:
Как в цирке дрессировщики со львами и тиграми, точно так же и ему надо доказывать, какой ты водитель. Соответственно, ему доказывать надо, кто здесь главный. Несмотря на то, что это один и тот же маршрут и даже пассажиры одни и те же, тем не менее каждый день индивидуален. Шоколадкой, яблоком угощали…

Дети машут. У детей свой интерес, им техника нравится, на телефоны снимают. Я в объектив попадаю – они мне машут. Им в ответ помахать или моргнуть фарами, или еще что-то просят.

Безусловно, характер есть, его надо чувствовать, его надо понимать. Нельзя сухо прийти, отработать свою смену и уйти. Несмотря на то, что это железо, это чувствительное железо. Сразу начинал на МАЗе 103-м, сейчас МАЗ-303. Унифицированные – есть автобус, есть электробус. Различия визуальные – то, что на крыше у электробуса батареи стоят, а у автобуса их нет. Мой сын даже сразу особо не заметил. Я ему потом показал.

«Как «айфон», только на колёсах». С чего начиналось производство белорусского транспорта и чем уникален наш трамвай?-4

Прежде чем желтые электробусы, салатовые троллейбусы и бирюзовые трамваи выйдут на ежедневное дефиле по минским улицам, над их внешним видом трудится она. У Надежды редкая профессия – по сути художник. Без ее последних штрихов их портрет будет не полным. Но с чего начинается история знакомых всем машин? 

«Как «айфон», только на колёсах». С чего начиналось производство белорусского транспорта и чем уникален наш трамвай?-7

Надежда Венская, маляр цеха покраски BKM Holding:
Начинают его собирать – это как надевать. Колесики, жгута. Растет, вырастает. И вот этап финишный – добавляю я свою краску, штрихи небольшие. И вот этот окончательный эффект непередаваемый. Это как женщина собирается на свидание. Хочет выглядеть изысканно, прекрасно, сиять. Чтобы блестела, горела огнем, чтобы была звезда.

Столько рабочих рук – и женских, и мужских. Люди вкладывают себя в эту работу. Погрузили электробус, трамвай на перевозчик, и ты видишь – уезжает. Уезжает наша красота в какой-то город, чтобы наш труд видели другие люди.

«Как «айфон», только на колёсах». С чего начиналось производство белорусского транспорта и чем уникален наш трамвай?-10

Наши зрители постарше, конечно помнят, как в 90-е на улицах белорусских городов доживали свой век латвийские трамваи, венгерские автобусы и российские троллейбусы. А списанная техника из Германии тогда казалась щедрым подарком. Но мы пошли своим путем и точно не прогадали. 

«Как «айфон», только на колёсах». С чего начиналось производство белорусского транспорта и чем уникален наш трамвай?-13

Тарас Мурог, генеральный директор BKM Holding:
В 1994 году появляется свой троллейбус. Он, конечно, похож на старый советский ЗИЛ. Но это уже не ЗИЛ. Использованы решения, мазовские мосты применяются в этом деле. В 1999 году появляется свой трамвай. Конечно, взяты лучшие разработки, лучший передовой опыт. Тоже учились.

В 2022 году вышел на линию (к сожалению, еще не в Минске, но в этом году будет и в Минске) полностью собственный низкопольный трамвай, соответствующий всем мировым трендам, всем решениям. Абсолютно низкий пол, на 100 %, комфорт посадки, выхода. Абсолютно микропроцессорное управление трамваем. Как «айфон», только на колесах.

«Как «айфон», только на колёсах». С чего начиналось производство белорусского транспорта и чем уникален наш трамвай?-16

Олег Быцко, заместитель генерального директора BKM Holding по инновационному развитию:
Плюс здесь мы сами разработали и изготавливаем тележки для трамвая, что является тоже высокотехнологичным узлом. Минск скоро увидит трамваи. В этом же году и в Мозырь планируется поставка 10-ти единиц. В Беларуси не так много городов, где эксплуатируется трамвай. Еще есть Новополоцк, Витебск. Надеемся, что в ближайшее время в этих городах наш трамвай тоже появится.

Быстро, удобно, безопасно. Вот уже три десятилетия белорусские производители городского транспорта прочно стоят на этих китах. И главное, не сворачивают с пути, намеченного еще в 90-е, когда твердо решили – мы все можем сами. 

Надежда Лазаревич, первый заместитель председателя Мингорисполкома:
Мы промышленный город, промышленная страна. Мы можем, у нас есть компетенции, мы можем делать свою технику. Огромное спасибо конструкторам, технологам, которые включились в эту работу и которые создали первый белорусский трамвай, первый белорусский автобус, электробус, первый белорусский троллейбус. И сейчас это уже тысячи единиц, которые мы производим, еще раз повторяюсь, что мы с гордостью можем сказать, что наша техника одна из лучших.

Спрос говорит о том, что наша техника качественная. И даже столица Республики Беларусь ждет своей очереди, чтобы получить городскую новую технику.

Читайте также:

Эргономичность и экологичность. Почему белорусский электротранспорт пользуется спросом на российском рынке?

Что отличает минский автобус от мировых собратьев? Вот как ставят на поток новые модели, используя базовую конструкцию

«Соотношение цены и качества». В какие страны экспортируют белорусские автобусы и трамваи?