Новости Беларуси. В программе «Большой завтрак» – Лидия Орлова, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и предметных методик Минского городского института развития образования.
Ирина Ромбальская, СТВ:
А сами Вы помните, как Вы сдавали экзамены? И что Вы можете посоветовать вот самой себе с высоты уже прожитого опыта?
Лидия Орлова, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и предметных методик Минского городского института развития образования:
Да, экзаменов было очень много в течение жизни и профессиональной деятельности.
Но, как правило, самая тревожная – это превентивная деятельность.
Это – деятельность перед экзаменом. И вот Вы стоите перед дверью, необходимо войти. Я бы посоветовала досчитать до 10, топнуть ногой, вдохнуть, расправить плечи и входить уверенно в кабинет для сдачи экзамена.
«С 15 до 17 часов можно отдохнуть»: режим дня при подготовке к экзамену
Ирина Ромбальская:
Скажите, а секретные какие-то приёмы есть? Например, я всегда писала шпаргалки. Никогда не пользовалась, но писала. Потом визуально на экзамене вспоминала, как оно было написано, на какой страничке. И мне это помогало. Вот какие есть ещё такие способы, чтобы улучшить?
Лидия Орлова:
Я скажу, что Вы – визуал.
Ирина Ромбальская:
Да, я – визуал.
Лидия Орлова:
Да, то есть, Вам необходимо видеть.
Не всем детям необходимо видеть.
Некоторым слышать – аудиалы. Поэтому они могут включать и слушать программы в контексте предмета.
Ирина Ромбальская:
А мы все так разделяемся обязательно, или есть какие-то усреднённые?
Лидия Орлова:
Вообще, мы – усредненный тип, но с преобладанием чего-то. Очень легко выделить визуалов, у них любимый термин: «Я вижу», «Я представляю». Аудиалы, как правило, используют такие фразы, как: «Я слушаю».
Кинестетики говорят: «я ощущаю».
Поэтому такой рекомендации: всем писать и смотреть, – я не могу дать.
Ирина Ромбальская:
То есть, сначала мы должны почувствовать, кто мы, разобраться и, всё-таки, пользоваться. Кому-то, может быть, надо зачитать учебник.
Лидия Орлова:
Вот я ещё поняла, что Вы любите схемы, да?
Ирина Ромбальская:
Да.
Лидия Орлова:
Схемы: прочитали текст, разложили, стрелочками отметили. Можно также предположить, что Вы – логик. Логик-аналитик – он любит схематизацию. Он рисует схему, основные ключевые моменты смысловые.
И затем, посмотрев на схему, он может воспроизвести этот текст.
Очень хороший приём. Но есть люди с абстрактным мышлением. Для них важен контекст, описательные всевозможные моменты. Даже в речи, когда мы говорим о том, что ребёнок аналитического склада ума – он чётко формулирует свою фразу, идёт от частного к общему, а ребёнок-синтетик говорит эмоционально, много говорит, но зачастую мы не можем достучаться до смысла, что он хотел сказать, но приятно слушать. Примеров много, цитат, может быть, много. И это тоже полезно.
Ирина Ромбальская:
А что делать родителям, когда они категорически против той профессии, которую выбрал их ребёнок? Как принять это?
Лидия Орлова:
Это – проблема родителей, а не ребёнка. Тут нужно разговаривать с родителями, потому что они могут…
Ирина Ромбальская:
А ребёнку как себя вести?
Лидия Орлова:
Много примеров у меня, когда поступают в ВУЗ по совету родителей, потом бросают этот ВУЗ и повторно поступают в другой ВУЗ. Поэтому я бы советовала родителям не настаивать на своих притязаниях и целях, которые они считают более важными для детей.
У детей – свои цели, свои возможности и свои интересы.
Вот это – моё мнение.
Психолог: не пейте перед экзаменами валерьянку и успокаивающие средства
«Самое важное – это сон и прогулка на воздухе перед тем, как сдавать экзамены»
«Мышление улучшается, память активизируется»: перед экзаменом поможет дыхательная гимнастика
«Это лучше при повторении»: психолог советует ученикам разыграть заранее ситуацию экзамена