Вектор на Восток! Эксперты разобрали, как развиваются отношения Беларуси и Китая

Восточный вектор! Какие новые проекты подкрепляют концепцию стратегического братства? В чем нужно добавить в совместном экспортном портфеле? Что объединяет КНР и Беларусь в геополитическом плане? И если наступило время Азии, как мы синхронизировали наши общие часы? Об этом говорили эксперты на площадке ток-шоу «По существу».

Китайские автомобили на белорусских дорогах – это уже тренд?

Вектор на Восток! Эксперты разобрали, как развиваются отношения Беларуси и Китая-2

Кирилл Казаков, СТВ:
Китайские автомобили на белорусских дорогах. Это уже устоявший тренд? Когда Geely появилось около 10 лет назад, это была одна из очень оригинальных, уникальных и где-то фантастических марок, и тем более, что это были не всегда надежные машины. Последние лет 5, когда на них пересели и сотрудники ГАИ, и таксисты, которые выбирают более-менее качественные автомобили. Но и мы понимаем, что очереди на Geely во всех автосалонах – какая-то тенденция. Это не закончится?

Вектор на Восток! Эксперты разобрали, как развиваются отношения Беларуси и Китая-4

Геннадий Свидерский, директор СЗАО «БЕЛДЖИ»:
Geely – первая компания, которая позволила нам в Беларуси освоить производство легковых автомобилей. Для нас это абсолютно новый сегмент. Причем 5 лет назад, в 2018 году, когда запускался завод, было сказано, что мы должны производить продукцию мирового уровня и бороться за ценность владения. Через 5 лет мы можем смотреть результаты, промежуточные пока: более 60 тысяч автомобилей продано и эксплуатируется – создана сервисная сеть, наши потребители увидели уровень качества и выбирают эти автомобили.

Но я бы хотел обратить внимание на более важное за эти 5 лет – мы вместе с китайскими партнерами пережили пандемию, вместе пережили вопросы санкционных ограничений и в прошлом году мы уже начали выпуск автомобилей под собственным брендом, сохраняя технологические основы компании Geely как лидера в автомобилестроении. В этом смысле, я бы сказал, что это очень полезное для нашей промышленности и для наших потребителей задача, которая решена совместно белорусско-китайскими партнерами.

Директор «БЕЛДЖИ» ответил, когда появится массовый белорусский электрокар.

Для белорусского электрокара создадут отечественные комплектующие

Вектор на Восток! Эксперты разобрали, как развиваются отношения Беларуси и Китая-6

Сергей Шлычков, председатель Государственного комитета по науке и технологиям Беларуси:
По электромобилям. Вот вы говорите: китайские комплектующие будут у нас обкатываться и так далее. Ничего подобного! Идет серия опытно-конструкторских работ, в рамках которых будут созданы опытные образцы самых основных комплектующих именно электромобиля: все, что касается электротяги, управление бортовой электроникой. Опытный образец разрабатывается для того, чтобы самим начать производить, а не покупать потом то, что мы разработали.

Георгий Гриц, экономический аналитик:
В два раза дороже, чем существует на рынке.

Сергей Шлычков:
Ну почему вы так считаете? Минпром вместе с руководителем «БЕЛДЖИ» закажет ценовой порог – и будьте любезны, как говорится.

Откуда взялся наплыв китайских автобрендов?

Вектор на Восток! Эксперты разобрали, как развиваются отношения Беларуси и Китая-8

Юрий Сенько, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Китае (2020-2023гг.) председатель Федерации профсоюзов Беларуси:
Мы сделали выбор в отношении автомобиля Geely. Как пример приведу, насколько сегодня можно выбирать у этого прекрасного большого партнера, нашего друга различные варианты, которые они проводят у себя по сути экспериментально. В частности, в 2020-2021 году было принято правительством решение о проведении глубокого изучения возможностей развития автопрома на территории КНР. Были соответствующие программы. И на китайский рынок вышло около 200 компаний, которые предложили свои разработки автомобилей: бензиновые, электрические разные. Настолько жесткая конкуренция, что в течение года 100 (компаний) прекратили свое существование, произошло слияние с другими. Самые лучшие наработки куда-то вошли и 100 (компаний) осталось на рынке. Сегодня любого китайца на улице спроси, какая это машина едет, – он может не сказать. Они не знают свой весь автопром. Но мы выбрали партнером Geely, с которым работаем, и в принципе мы выбрали лучшие модели, которые уже себя оправдали, зарекомендовали по различным параметрам. И, собственно, они сегодня и востребованы.

Сенько: Беларусь и Китай готовы обсуждению любых вопросов в любой ситуации. Подробнее.

Какие белорусские продукты пользуется спросом в Китае?

Вектор на Восток! Эксперты разобрали, как развиваются отношения Беларуси и Китая-10

Ксения Мелешко, начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси:
На китайском рынке пользуются спросом совершенно другие виды товаров. Это и конфеты из сухого молока, и быстрорастворимое сухое молоко в стик-пакетах, которое можно растворить и выпить как стакан молока. Наше мороженое тоже начали поставлять, но, что касается этого продукта, то там меньше содержание сахара. У них такие предпочтения.

«Есть необходимость вкладывать в собственных людей»

Вектор на Восток! Эксперты разобрали, как развиваются отношения Беларуси и Китая-12

Георгий Гриц, экономический аналитик:
Если обращаться к опыту Китая, они очень большое внимание уделяли формированию элиты, отправляли специалистов.

Николай Бузин, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси, доктор военных наук:
Есть необходимость вкладывать в собственных людей, в собственные мозги.

Георгий Гриц:
Если посмотреть по Минску, по периферии, очень много китайцев. И они являются будущими коммуникаторами, кровеносным сосудом для наших контактов личного уровня. Это направление является принципиальным. Но мне кажется, и китайцы, насколько я знаю, есть гранты, необходимо сейчас радикально повысить и обучение наших наиболее талантливых, мотивированных людей, специалистов в Китайской Народной Республике. Это не даст сиюминутный эффект сегодня, завтра, через год, но это заложит фундамент личных отношений, а на Востоке, в Китае в частности, это является основой. Мне кажется, нашей системе образования, правительству, профильным ведомствам это направление необходимо форсировать.

Алена Сырова, СТВ:
По ряду направлений уже налажено сотрудничество.

Георгий Гриц:
Мы видим даже на примере нашего главы государства – его младший сын – два диплома, БГУ и Пекинского университета.

Читайте также:

Боровик: Китай всячески готов содействовать, чтобы с Беларуси сняли санкции

Что Беларусь и Китай могут предложить друг другу в оборонной сфере? Доктор военных наук объяснил

Основа – взаимные интересы. По каким научным направлениям сотрудничают Беларусь и Китай?