Политика – это всегда люди, и ничего другого там больше нет. В контексте государственных событий и принятых решений гораздо больше психологии, чем кажется изначально.
Проект Алены Дзиодзиной представляет собой цикл размышлений автора о человеческом внутри современной политики.
Алена Дзиодзина, психолог:
Нередко между представлением о реальности и самой реальностью – целая пропасть. Однако при грамотно поданной информации разница может стать незаметной, что позволяет задействовать данный прием в провокациях.
К примеру, пытаясь создать впечатление, что в процессе выборов пошло что-то не так, внимание оппонента всегда избирательно, когда из полной картины событий берется лишь компонент и его преднамеренно окружают слухами. Не вдаваясь слишком конкретно в детали истины, провокатор наполняет сам эпизод информацией-триггером, интерпретируя причины событий по-своему. Обычно чем больше людей скапливается вокруг знакового события, тем разнообразнее публика принимавших участие. В этом числе есть всегда недовольные, и было бы странно рассчитывать, что таких не будет. Но порой одна из возможных причин поступаемых жалоб – это нечто личное и напрямую с происходящим не связано. Просто сам человек нуждается в «выхлопе». У него накопилось.
В минувшее воскресенье у нас завершились выборы депутатов в парламент и депутатов местных Советов. Некоторым людям в числе избирателей не хватило буфета, права голосовать без паспорта, возможности «выбирать» от лица родителей или деда. В то время как для всех, кто не мог прийти, были предусмотрены соцработники, отсутствие беляшей никак не мешает голосовать на выборах, а необходимость документов не нуждается в доказательствах. Просто бывает, что причина и повод у жалоб расхожие, а в основе претензий стоит перенос. Суть феномена в том, что эмоции прошлого направляются на другой объект, и человек «срывается» неосознанно: ворчит, критикует, скандалит, фиксирует письменно жалобу. В обычной жизни по этому поводу говоря – он вспылил. Однако для политических провокаторов это почва в дальнейшем сплести интригу.
Алена Дзиодзина:
Механизм у наживки довольно прост: контекст и причину скандала преднамеренно оставляют за скобками, а часть фактологии окружают слухами. В итоге сообщение о событии преломляет правду и провокатор «кидает удочку». Например, в контексте единого дня голосования один из жителей Минска был возмущен, что избирательный участок якобы обозначен неправильно. Приглашенные наблюдатели жалобу приняли и проверили. Оказалось, что человек просто ошибся адресом. Но провокаторы в соцсетях тут же принялись тему «раскачивать», дискредитировать выборы и пытаться ввести в заблуждение граждан.
Игра с позиции недругов грязная, но за счет языка впечатлений может вполне оставаться рабочей, если на нее не среагировать грамотно. К примеру, у нас наблюдатели все проверили и озвучили, что с обозначением адреса все хорошо, просто сам человек не туда пришел. В потенциале инструментарий подобных реакций способен купировать и другие вбросы.
Читайте также:
Желают влиять на результат – Дзиодзина рассказала, как действуют провокаторы во время выборов
«Президент вправе спрашивать и, если нужно, требовать». Алена Дзиодзина об эффективности власти
Какие профессионалы нужны Беларуси? Ответила Алена Дзиодзина