«Это устаревший взгляд». Правда ли, что цены на продукты в регионах дороже?
Новости Беларуси. Потребительская тема: что почем? Действительно ли ассортимент на полках сдал позиции? Почему из универмагов пропали бешеные скидки? Стоп-прайс – это акция или реальный баланс экономики? На площадке ток-шоу «По существу» все заинтересованные стороны и участники торговли.
Алена Сырова, СТВ:
Помните, еще был нюанс на том же президентском совещании, Наталья Ивановна Кочанова приводила один из итогов мониторинга, что цены в отдельных торговых сетях в Минске и в регионе разнятся. Сейчас такого нет? Мол, в Минске больше зарабатывают, поэтому там сыр будет стоить 5 рублей, а в условном маленьком городке сыр стоит 2 рубля.
Наталья Шаблинская, директор Ассоциации розничных сетей:
Я не могу с этим согласиться. Потому что ценообразование идет из затратной части, которая существует. Привезти много товара в единую точку и развезти на дистанцию 10-20 км и 100 км – цена сформируется по-другому.
Кирилл Казаков, СТВ:
Но у сетей же есть логистические центры по всей стране.
Наталья Шаблинская:
Не у всех сетей. Но есть. Это, как правило, был аутсорсинг. Это уже другая компания. Ты привлекаешь для развоза. Кстати говоря, логистика – очень сложный вопрос в доставке товара. И он имеет серьезное бремя на цену.
Олег Дьяченко, заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси:
Я сравнивал ценовую позицию в одной сети: что в Минске, что в регионе цена одинаковая.
Наталья Шаблинская:
Возможно.
Георгий Гриц, экономический аналитик:
Это устаревший взгляд, что вся логистика идет на аутсорсинг. Посмотрите, проедьте по улицам в рабочее время во дворы, где магазины стоят. Все фирменные сети или производители имеют свои логистические отделения. Эта отмазка во многом не соответствует действительности. Сейчас идет вопрос, что почему-то министр виноват в росте цен. Ему предъявы такие дают. Потребитель или торговля – это конечная стадия. За ним стоит покупатель. Но никто не говорит о розничной сети, об ответственности, о производителях. Одна из новаций 713-го постановления – включили в регулирование цены производителей. Но это новация для Беларуси.
Как это – возвращаемся в советское прошлое? Вот министр финансов. Он тоже косвенно заинтересован. Почему? Потому что вся эта история началась со всплеска инфляции. В правительстве зашкаливало, говорили, 18 % к концу года будет. Конечно, это возмутительно. Когда на 50 % рост инфляции определяют продукты питания, которые на 70-90 % являются производителями, их производят в РБ, притом сырье идет через дотационное перекрестное субсидирование – это безобразие. И вот последние результаты, 9-10 месяцев есть статистика, говорят, что с 1991 года за октябрь впервые получилась дефляция. Инфляция стала падать. На 1 % с 1991 года. Во многом это заслуга в том числе и МАРТ, и Президента, который поднял проблему.
Я бы видел и ответственность розничной сети, ритейлы. Сегодня они в обиженную позу стали и социальной ответственности не несут. В то же время РФ, западные страны – торговая наценка в розничных сетях регулируется законодательством. Например, недели 2-3 назад ведомственный журнал Минфина заказал статью. Как регулируется и регулируются ли розничные цены за рубежом? В декабре в ведомственном журнале будет опубликована статья. Когда я готовился, удивительно, что вот этого материала не подготовили наши отраслевые институты.
Кирилл Казаков:
Регулируется ли?
Георгий Гриц:
Это не только мой анализ. Я нашел англоязычный вариант исследования Всемирного банка по этой сети: от 10 % до 30 % ассортимента во всех странах мира регулируется государством. Как вам это?
Алексей Богданов, министр антимонопольного регулирования и торговли Беларуси:
Вы правильно говорите многие вещи, но, может, не до конца нюансы понимаете. В нашей стране белорусские торговые сети несут большую социальную нагрузку и ответственность очень серьезную. Это я вам говорю как профессионал. У нас уже год действуют соглашения о социальных скидках. Это добровольное соглашение. 17 крупнейших сетей объединились. И к нам на приемы граждан приходят люди, которые говорят: большое спасибо, что это дело было организовано. Скидка туда идет хорошая. Кроме того, у нас сегодня регулируется более 80 % товаров потребительской корзины, которые есть. Поэтому я бы не противопоставлял: сеть – производитель – оптовик. Мы должны вместе работать над одной целью. Сегодня не то время, чтобы говорить: ты плохой, я хороший. Мы вместе выполняем одну задачу – обеспеченить благосостояние нашего государства и удовлетворить потребителя.
Читайте также:
Цены выросли – стал ли рынок популярнее, чем магазины? Ответил директор Комаровки
«Переходный период всегда будет». Что в МАРТ рассказали о недостатке некоторых товаров в магазинах?
«Я бы хотела всех призвать к спокойствию». Существует ли дефицит непродовольственных товаров в Беларуси?