Церковь должна объединять. Нужно ли священникам знать язык глухих?
В программе «Прикосновение к свету» на СТВ встретились с иереем Александром Пранкевичем, руководителем центра по работе с глухими и слабослышащими при миссионерском отделе Гомельской епархии, клириком прихода храма в честь иконы Божией Матери Скоропослушница Гомеля.
Олег Лепешенков, заместитель председателя Синодального информационного отдела Белорусской православной церкви:
Вы нашли общий язык даже с теми, кто не слышит обычную речь. Расскажите, как началось ваше служение?
Иерей Александр Пранкевич, руководитель центра по работе с глухими и слабослышащими при миссионерском отделе Гомельской епархии, клирик прихода храма в честь иконы Божией Матери Скоропослушница Гомеля:
Это была моя 2-3 исповедь, на которую я вышел священником, подошла женщина и дала бумажку с грехами, я прочитал и спросил, как зовут, она промолчала, я еще громче, голову она нагнула к иконе. Я сказал громко, даже в храме услышали, что я спрашиваю, я постучал по плечу, она показала на бумажку, там было написано: глухая Татьяна. Я спрашиваю жестами как могу. После того уже прошло время, мы вспоминали это событие с неким смехом, она вернулась домой. Муж говорит, что прибегает домой в слезах, я не могу понять, в чем дело, машет руками. У нас появился ученик в храме, который знает жестовые языки. Она помогала мне в приобщении других глухих, созывала друзей. Она на протяжении 10 лет, даже когда еще была палатка, потом временный храм, человек абсолютно не слышащий приходила10 лет в храм, не понимая ни богослужений, о чем молятся. Она всегда просила только об одном: чтобы Господь послал священника, который будет знать жестовый язык. Она ждала, Господь послал меня в этот храм.
Приход создан уже 28 лет. В каком храме Минска есть сурдоперевод – подробности здесь.
Олег Лепешенков:
В каком храме Гомеля вы служите?
Иерей Александр Пранкевич:
Храм в честь иконы Божией Матери Скоропослушница. Храм у нас еще временный, у нас два храма, один из которых верхний предел – Скоропослушницы. В свое время меня духовник, покойный ныне архиепископ Феодосий, когда к нему подошел за благословением, благословил иконкой Спиридона Тримифунтского. «Молись, этот святой тебе поможет, будет тебя вести на протяжении всей твоей жизни». Вот так и получилось, что храм Скоропослушницы.
Олег Лепешенков:
А много ли таких прихожан, которые нуждаются в этом особом образе ведения богослужения?
Иерей Александр Пранкевич:
Наша община состоит примерно из 25 человек. Много по численности в Гомеле, не считая районного центра. В данный момент находится порядка 1 000 глухих людей. У нас есть и сурдоперевод, те же крещения, погребения, венчания. То есть люди узнают через сарафанное радио, приходят в храм. Чаты для глухих есть, я проводил онлайн-трансляции. Понял, что люди, которым нужен священник с сурдопереводом, не только в Гомеле, в Беларуси, потому что на наши трансляции подключались и из России. Люди задавали вопросы, им интересно, это востребовано.
Олег Лепешенков:
Вас пригласили в Минск, чтобы вести сурдоперевод телевизионной трансляции на праздник Крещения Господнего. Это говорит о том, что нужно больше священников, которые знают жестовый язык.
«Мы обобщаем и упрощаем связи между приходами». Как церковь Беларуси помогает глухим – подробности здесь.
Иерей Александр Пранкевич:
Их необходимо много. Всем людям необходим священник, с которым можно пообщаться, как слышащим, так и глухим. Священников необходимо много. То есть может быть преподавание основ, чтобы ответить кратко, направить куда-то человека, хотя бы основы жестового языка священник должен знать.
Олег Лепешенков:
Мне доводилось слышать, что жестовый язык освоить несложно. Вы могли бы нам это доказать здесь и сейчас?
Иерей Александр Пранкевич:
Жестовый язык делится на два типа, есть то, что показывает образ конкретный, который нам всем привычен. Когда мы нарезаем хлеб, как мы его нарезаем, это и есть жест хлеб. Или крыша дома это и есть по факту дом. То есть причастие, исповедь – это образные жесты. Есть более сложные жесты для изучения. В среде глухих очень приветствуется, когда человек говорящий, изучает жесты. Глухие проявляют к такому человеку такое уважение, потому что человек делает снисхождение к ним, к их проблеме, к их нужде, потому что им очень тяжело общаться в обществе. Человек, изучая жестовый язык, помогает им в их жизни. Я параллельно еще работаю в школе глухих в Гомеле и с детским садом. Очень много позитивных отзывов, очень рады, что есть возможность не просто слышать, что есть Бог, церковь, а непосредственно принимать в этом участие.
Подписывайтесь на нас в Telegram!