Новости Беларуси. Историю Хатыни знает весь мир. В программе «Центральный регион» на СТВ восстановим хронику Хатынской трагедии, вспомним, как создавался мемориал, и расскажем, какой новый музей здесь планируют построить.
Новости Беларуси. Историю Хатыни знает весь мир. В программе «Центральный регион» на СТВ восстановим хронику Хатынской трагедии, вспомним, как создавался мемориал, и расскажем, какой новый музей здесь планируют построить.
«Хатыни» – так во множественном числе с одним названием для общей трагедии писал о деревнях с такой же судьбой Алесь Адамович. «Это горячая, жгущая болью и гневом правда и память Беларуси». Чтобы знали и не забыли эту правду, вместе с Владимиром Колесником и Янкой Брылем он проехал по всей Беларуси тысячи километров дорог.
Авторы собрали воспоминания выживших жителей десятков сожженных деревень. Получилась документальная летопись – книга «Я из огненной деревни». Но не всем свидетельствам нашлось место на ее страницах.
Яна Шипко, корреспондент:
Они же не смогли все воспоминания включить, потому что это было слишком жестоко.
Артур Зельский, директор мемориального комплекса «Хатынь»:
Это было слишком жестоко и слишком эмоционально. Читать это все – это не просто эмоции бьют через край. Это очень тяжело. Даже читать документы того времени… То же «Зимнее волшебство», когда каратели одного из латышских полицейских батальонов входят в дом, на глазах у матери кинжалами, ножами убивают сначала младшего ребенка, потом старшую дочь, и потом самую последнюю убивают мать.
Невыносимо просто, особенно человеку, у которого воображение развито, это все представить. Надо быть роботом, чтобы все это читать, писать. И представить себе гибель людей, которых закрыли, заживо сжигают, которые заживо горят… Господи, как же это может быть? Почему никто из этих карателей… Одно дело – бой, с партизанами, когда партизаны гоняют полицейских, полицейские гоняют партизан.
Все это жестоко, любая война жестока, но осознанно, понятно. А тут… Я даже не знаю. Как их назвать. Это не люди, это нелюди. Не бросил винтовку, не сказал: нет, ребята, я не могу это делать. Нет, абсолютно спокойно, осознанно.
Яна Шипко:
Кто забывает свое прошлое, обречен пережить его заново. Это слова Элема Климова, знаменитого режиссера, который на основе «Хатынской повести» Алеся Адамовича снял гиперреалистичное кино «Иди и смотри». Он намеренно практически отказался от профессиональных актеров.
Напротив – заставил настоящих жителей пострадавших в войну деревень вновь переживать в кадре те страшные события. Но даже эта жуткая в своей правдивости лента не передает всего масштаба трагедии.
Читайте также:
«Они избежали людского суда». Почему «палачи Хатыни» остались безнаказанными?
«Такого в мире больше нигде нет». Вот что особенного на кладбище белорусских деревень