Они изобрели защитный костюм спасателя! И вот в чём его уникальность
Новости Беларуси. Гость программы «В людях» – Александр Лукьянов, первый секретарь Центрального комитета БРСМ.
Юлия Артюх, СТВ:
Тебе приходилось ездить на тушение пожаров или ты как-то ушел потом в науку? Насколько я знаю, ты являешься, твоя команда, как ты подчеркиваешь, что именно в составе команды вы изобрели защитный костюм спасателя. Или элементы, как правильно?

Александр Лукьянов, первый секретарь Центрального комитета БРСМ:
Да. Это комплексная работа. Система подготовки на тот период, когда обучался я, была тесно сопряжена. В ходе подготовки так или иначе у нас курсанты вовлечены. Если сейчас есть разделение на профилактический блок и блок службы, то тогда у нас ребята проходили все, так скажем, затрагивали аспекты тушения пожаров на 2-м, 3-м, 4-м курсе, стажировались в учебной части, выезжали точно так же, как работники гарнизонов, на тушение пожаров. А в перспективе после выпуска первичная должность была у меня в Могилеве, инспектор группы лицензированных видов деятельности, далее поступил в магистратуру. Тут уже связал свою жизнь с наукой. Но после выпуска из магистратуры, защиты магистерской диссертации, я остался преподавать. Преподавал на кафедре ликвидации чрезвычайных ситуаций, что также сопряжено с постоянным укреплением навыков, полученных ранее, с практической составляющей, с тем, чтобы учебный процесс никогда не шел в отрыве от практики. Но научная составляющая возобладала. Были предпосылки. Удалось окончить университет с отличием, поэтому грамотные руководители в университете, курирующие в том числе научное направление, подсказали, что можно себя здесь попробовать, что есть перспективы, видят эту перспективу. Я не стал упираться, на самом деле попробовал, мне понравилось. Потом, правильно ты отметила, я познакомился со своим будущим научным руководителем Ольгой Владимировной Ревой, это кандидат химических наук, доцент, достаточно серьезный ученый, которой я бесконечно благодарен и за научную школу, и за школу жизни.
Юлия Артюх:
Как родилась идея придумать этот защитный костюм? Костюм же есть.

Александр Лукьянов:
Сама боевая одежда пожарных – это мы можем целую передачу этому посвятить, чтобы я мог рассказать, какие там бывают составляющие части.
Юлия Артюх:
Тогда уникальность твоей разработки?
Александр Лукьянов:
Тут надо оттолкнуться от того, что сама формулировка задачи о необходимости придания перманентных огнезащитных свойств полиэфирным материалам – задача достаточно многомерная, сложная, но тем не менее, как доказало наше научное исследование, – реализуемое. Прежде, чем защищать диссертацию, проводились исследования, была сформирована команда под руководством моего руководителя, консультантов, ведущих ученых в этом направлении Белорусского государственного университета НИИ физико-химических проблем. Так вот в этой научной школе мы нашли те принципы и подходы, и я был частью ее, занялся участком работ по созданию условий для перманентной защиты полиэфирных материалов, а это материалы, которые присутствуют везде. Мы на них сейчас с вами и сидим, кстати. Поэтому очень много пожаров, которые происходят попаданием низкокалорийных источников зажигания на поверхность этих материалов, происходит горение, которое приводит и к жертвам. В этой связи задача была достаточно актуальной, и важнейшим толчком, кстати, стало участие в знаковом для БРСМ проекте «100 идей для Беларуси». Республиканский конкурс.
Юлия Артюх:
То есть БРСМ в твоей жизни.

Александр Лукьянов:
Он шел рядом всегда. Ненавязчиво так, но помогая. И когда я сначала узнал, что курсанты, офицеры у нас участвуют в этом проекте, было интересно, где-то помогали ребятам еще до того, как свою разработку смогли сформировать, уже защитить, представить в каком-то практическом виде, напитываясь этим. Нравился дух самого конкурса, хотелось принять личное участие в проекте. Мы сформировали команду, научный коллектив, и предложили свою разработку. Поэтому это был отличный опыт. Подстегнул к реализации дальнейшей научной идеи уже на практике. Это был путь долгий, была государственная программа научных исследований по данным направлениям, мы работали со своим руководителем над диссертацией, успешно защитили ее в 2018 году.
Юлия Артюх:
Ты уже говоришь о кандидатской.
Александр Лукьянов:
Да, кандидат технических наук.
Юлия Артюх:
То есть ты закончил магистратуру, потом аспирантура, продолжение научной деятельности, защита кандидатской.
Александр Лукьянов:
Это классическая цепочка научная.

Юлия Артюх:
Тем не менее есть люди, которые заканчивают аспирантуру, как мы знаем, но не защищают.
Александр Лукьянов:
Да, эти случаи нередки. У нас достаточно четкая система, и аттестационный комитет в этом отношении работает четко, поэтому, да, такое бывает, к этому надо быть готовым. Я очень горжусь, что у нас получилось, потому что после защиты удалось возглавить один из ведущих отделов Научно-исследовательского института проблем пожарной безопасности и чрезвычайных ситуаций МЧС, где как раз таки научная плоскость стала практической. И тогда было предложено руководить одной из важных государственных программ научных исследований по разработке боевой одежды пожарных.
«Лукашенко преподнес большой подарок молодежи к Новому году». И вот почему – подробнее здесь.