Благодаря современным девайсам фотографирование и видеосъемка прочно вошли в нашу жизнь, и порой грех не использовать эти достижения прогресса для разрешения спорных ситуаций или доказательства собственной правоты.
Гость программы «Утро. Студия хорошего настроения» на СТВ – кандидат юридических наук, доцент – Алексей Корочкин.
Правомерными ли были действия сотрудников столичного аквапарка, когда запустили прямую онлайн-трансляцию?
Алексей Корочкин, кандидат юридических наук, доцент:
У нас есть Конституция РБ, которая закрепляет права неприкосновенности личности, охрану семейной и личной тайны человека и государство уделяет большое внимание этим вопросам. Предусмотрена уголовная ответственность за распространение информации, которая касается личной семейной тайны человека. Есть отдельные нормы в Гражданском кодексе, который говорит о том, что в случае, если ваши имущественные права нарушены, вы можете требовать компенсацию морального вреда, можете обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства, вашей деловой репутации. Персональные данные, которые касаются личности, охраняются законом.
Есть даже случаи из судебной практики о том, что был пример, когда посетитель был сфотографирован без его ведома, а потом размещен на сайте. После этого он обратился в суд, суд взыскал моральный вред в размере 100 рублей за то, что без ведома посетителя эту информацию разместили.
Если мы касаемся видеосъемки, которая ведется на каких-либо общественных объектах. У нас есть закон об информации, там написано, что сбор, хранение информации, которая содержит персональные данные человека, возможен только с письменного согласия. Есть отдельный акт главы государства, который предусматривает необходимость установки видеонаблюдения с целью обеспечения общественной безопасности граждан, поэтому сам факт проведения такой видеосъемки, его легитимность в каких-то вопросах не возникает.
Вопрос транслирования этой видеосъемки в прямом эфире и для того, чтобы не только в целях безопасности пользовались сотрудники данного объекта, чтобы все желающие могли посмотреть – здесь намного сложнее, но нужно разобраться, на что направлена эта видеосъемка. На мой взгляд, логичным являются доводы администрации аквапарка, которые высказывают в СМИ о том, что это реклама нашего объекта, каждый может посмотреть. Мне кажется, что вполне себе законно.
В белорусских музеях можно фотографировать?
Новые правила фотосъёмки в Европе: «Если вы сделали пост в соцсетях, и человек узнал себя, он может попросить вас удалить»
Распространяются ли на Беларусь новые правила фотосъёмки в Европе?
«Выдвигать иск, что моё ухо где-то там сфотографировали – это уже будет абсурд»: юрист о новых правилах съёмки в Европе
Остановил милиционер или сотрудник ГАИ: можно ли снимать их действия на видео?
Можно ли делать стримы с концертов и спортивных мероприятий?