Есть специальные курсы. Как готовят экскурсоводов к работе?
Новости Беларуси. В студии программы «Постскриптум» Ирина Воронович, директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси, и Дмитрий Морозов, директор Национального агентства по туризму.
Юлия Бешанова, ведущая:
Наверное, никто не будет спорить, что очень важно при путешествии грамотный и увлеченный сам экскурсовод. Как сейчас готовят экскурсоводов? Одну и ту же историю можно рассказать очень увлекательно, а можно просто прочитать лекцию. Очень важно, когда экскурсовод это понимает.
Дмитрий Морозов, директор Национального агентства по туризму:
Здесь желательно иметь за плечами базовую подготовку. Для этого хорошо подходит исторический факультет, который я в свое время и заканчивал. Но есть и курсы экскурсоводов на базе Национального агентства по туризму, как вечерней формы, так и дневной. Длятся достаточно долго, это программа на учебный год. Группы небольшие, обычно до 16 человек. С насыщенной программой, с практикой проведения экскурсий.
Юлия Бешанова:
То есть они едут на все эти объекты?
Дмитрий Морозов:
Не на все, на учебные. Все охватить невозможно. На выходе каждый должен подготовиться к защите хотя бы одной экскурсии. Это действительно большой труд, чтобы качественно подготовить. Кажется, что обзорная экскурсия – это самое распространенное. Но это и самое сложное, потому что много объектов, они все разнородные, и их надо объединить в один увязанный, логически непротиворечивый рассказ. Конечно, это серьезная учебная программа.
Юлия Бешанова:
Каждый экскурсовод на свой вкус пишет ту самую программу?
Ирина Воронович, директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси:
В Национальном агентстве по туризму есть определенный перечень экскурсий. Они стабильно зафиксированы. Есть определенный текст. Экскурсовод – это не значит, что ты поехал в любую сторону Беларуси, ты все знаешь и рассказал. Экскурсовод аттестуется по конкретной теме. И в рамках этой темы он ведет экскурсию. Сегодня мы, кстати, в новом законе контролируем. Введено правило, что человек без аттестации, без наличия бейджа не имеет права проводить экскурсию. А что значит аттестация, наличие бейджа? Это говорит о том, что он аттестован по конкретной экскурсии. Если он аттестован, например «Минск – Мир» или «Минск обзорный»…
Юлия Бешанова:
То есть у каждого экскурсовода есть небольшой участок?
Ирина Воронович:
Он может и 10 экскурсий аттестовать. Это уже зависит от экскурсовода, насколько он профессионал, но начинающий всегда начинает с одной экскурсии, а дальше уже… Тут и вкус, и нравится, не нравится. Смотрят, наблюдают, что для туриста интересно. Поэтому одно дело – подготовка, другое дело – аттестация. Национальное агентство по туризму как раз этим вопросом занимается. Они аттестуют, делают мониторинги. Посещаем экскурсии, смотрим, потому что очень важно, какая информация подается и нашим, и зарубежным туристам, которые к нам приезжают. Здесь очень важно, чтобы не искажались историческая память, действительность, какие-то культурные факты. Мы формируем образ нашей страны, и экскурсовод – это такой интеллектуал, который сможет ответить на любой вопрос и разъяснить какие-то важные моменты.
Дмитрий Морозов:
На данный момент есть более 140 утвержденных текстов и контрольных карт экскурсий. Это алгоритм действий экскурсовода: откуда куда едем, рекомендации по логическим переходам между информационными блоками. Но это не значит, что нельзя подготовить авторский текст. Но чтобы его защитить, нужно дать контрольный текст и технологическую карту, чтобы аттестационная комиссия могла их оценить, также требуется рецензия к данному тексту, чтобы было дополнительное стороннее мнение. И те тексты, которые у нас в базе имеются… Это не значит, что их нужно дословно выучить и процитировать. Экскурсовод готовит индивидуальный текст на базе контрольного, то есть своими словами пересказывает данный материал. Понятно, что с сохранением основных исторических фактов. Ведется большая работа за государственные средства по поддержанию этой базы. По изданию методических пособий по разным видам туризма: и по инклюзивному, и по промышленному туризму. Рекомендации тем предприятиям, кто хотел бы у себя это тоже разработать. Музейные экскурсии, по предприятиям – это уже их вотчина, то есть они их разрабатывают по территории сами. В нашем ведении то, что за стенами музея либо какого-то конкретного предприятия. Это действительно очень большой блок.
Юлия Бешанова:
Надеюсь, что каждый из нас откроет в Беларуси еще немало новых интересных мест.
Подписывайтесь на нас в Telegram!
Читайте также:
«Наши люди остались без гарантии». Как в Беларуси усовершенствовали законодательство о туризме?
Есть несколько приоритетных направлений. В каких странах любят отдыхать белорусы?
«Многие любят путешествовать индивидуально». Какие мобильные приложения придумали белорусы для туризма?