Новости Беларуси. Женский взгляд на острые и насущные темы. Экспертные мнения и интригующие истории в ток-шоу «Точки над i». Исключительно женский проект с мужским характером затронет самые важные вопросы жизни страны.
Новости Беларуси. Женский взгляд на острые и насущные темы. Экспертные мнения и интригующие истории в ток-шоу «Точки над i». Исключительно женский проект с мужским характером затронет самые важные вопросы жизни страны.
Сколько женщин в Советском Союзе воевало в годы Великой Отечественной войны? Историки до сих пор не установили точную цифру. В различных работах называется количество от 800 тысяч до одного миллиона. Женщины с честью выполнили свой долг во всех рядах войск за время войны, орденами и медалями были награждены около 200 тысяч женщин-воинов Красной армии. Около сотни женщин получили звание Герой Советского Союза, больше половины из них посмертно. Массовое участие советских женщин в Великой Отечественной войне – это беспрецедентное явление в мировой истории. Ни в нацистской Германии, ни у стран-союзников такого количества женщин в войне не участвовало. Более того, за рубежом женщины не осваивали боевые специальности. У нас же они были санитарками, снайперами, связистами, летчицами. Сегодня очень сложно представить, через что пришлось им пройти в годы войны.
Алена Родовская, ведущая ток-шоу:
Министр образования Игорь Карпенко заявил, что в школах появится новая специальность – военкоры. Люди будут приходить и вести учебные часы, конкретно заниматься военно-патриотическим воспитанием. Я дитя советской эпохи, прекрасно помню, как это было у нас в школах. Уроки не помню, они были очень скучными, но походы к ветеранам, их истории, когда мы могли с ними пообщаться, когда нас вовлекали в экскурсии.
Нынешняя молодежь немножко другая. Светлана, вы военнослужащий, представитель современного мира. Как нужно сейчас детей вовлекать в то самое военно-патриотическое воспитание, чтобы мы смогли вырастить настоящих патриотов нашей страны?
Светлана Капустина, военнослужащая сил специальных операций, старший сержант:
Им интересно. Наша воинская часть регулярно проводит занятия, ежегодно это «Зарница». Посещаем школы, проводим агитации, рассказываем про службу в армии в целом, службу в силах специальных операций, проводим занятия. Что касается «Зарницы», то мы расставляем различные учебные точки – сборка, разборка автомата, предоставляем возможность потрогать амуницию. У них горят глаза, они хотят это делать. У мальчиков, даже у девочек – они загораются, все надевают на себя, вплоть до каски, бронежилета, берут автомат.
Наталья Надольская, ведущая ток-шоу:
Анна Васильевна, в вопросе патриотического воспитания молодежи какую роль играет музей? Как часто к вам приходит и какого возраста молодежь? Интересны ли им эти экспонаты?
Анна Галинская, заместитель директора по научной работе Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны:
Если говорить о том, что надо воспитывать подрастающее поколение. Давайте сначала начнем воспитывать родителей. Ну простите, как оно, опять-таки, есть. Родители – это те самые 1990-е годы. Очень многие из них потеряли связь с тем прошлым. Да, ребенок будет ходить, восхищаться, но когда он будет приходить домой, рассказывать, а от него будут отмахиваться – это будет в никуда. Он будет стараться, но родители будут ему рассказывать, сколько у них проблем помимо этого. Это маленькая ремарка, как надо воспитывать подрастающее поколение. Я и сама видела, как учителя привели детей, дети ходят, слушают, а потом обращают внимание на учителей. Учителя встали между собой и ля-ля-ля, начинают обсуждать – им музей не интересен. Естественно, дети смотрят на взрослых, тех же самых учителей начальных классов – значит, и нам неинтересно. Воспитание должно быть полноценным – не только браться за один момент, надо полностью смотреть на эту картину. Что касается музея, то он всегда был в центре патриотического воспитания молодежи, как и в 1990-е годы, в начале 2000-х. Мы все время стремимся к тому, чтобы интерес не увял, поэтому проводим различные мероприятия.
Алена Родовская:
Нынешняя молодежь в интернете. Мы видим очень часто попытки переписать историю. Посмотрите, что творится в Украине, Латвии, Литве. Наше государство всегда очень четко реагирует на любой вызов, мы сохраняем нашу память и подвиг советского солдата. Оглядываться назад нельзя, потому что пока мы помним, что происходило в те годы, тогда сможем сохранить.
Регина Романовская, председатель ветеранской организации Партизанского района г. Минска:
Молодежь может помнить, что происходило, только так, как мы передадим. На уроках все дают и дают информацию. Они сейчас более конкретные, более продвинутые, чем мое поколение, потому что больше техники, возможностей узнать при желании. Они реагируют на конкретные вещи.
Алена Родовская:
Мне кажется, что люди, которые придут в школы в новом учебном году и будут рассказывать о том, как растить патриотов, о событиях Великой Отечественной войны, должны обращать внимание на современные события, чтобы показывали марши нацистов и объясняли, почему это плохо.
Екатерина Забенько, ведущая ток-шоу:
Многие родители насторожились, что их детям будет неинтересно присутствовать на этих уроках, потому что дети не будут слушать своего преподавателя.
Светлана Капустина:
Главное – правильно подать.
Регина Романовская:
У них же хорошо развито зрительное восприятие. Когда встречаешься в школе и говоришь: ребята, у вас есть сестра, брат, которым сегодня 17 лет? Поднимите руки – поднимают. А вы представляете, что ваша сестра или брат сейчас уйдет воевать, ему дадут ружье, там в него будут стрелять, и он будет стараться победить?
Екатерина Забенько:
То есть на личном примере это больше впечатляет?
Регина Романовская:
Это настолько задевает. Я вела одну встречу в школе, собрали девятые классы. Я задала вопросы, и они сразу представляют. Это настолько затрагивает, что вопросов потом сыпется море. Сколько потом подбегали: а у меня дедушка воевал, я знаю дедушку. Потому что он сопоставил – вот кто уходил.
Екатерина Забенько:
Сколько вы таких уроков провели за свою жизнь?
Регина Романовская:
Уроков немного, но очень много ходила с ветеранами. Один раз мы пошли в третий класс. Те дети вообще не представляют, что такое война, потому что у них такие вопросы были. Мы сидели с учительницей сзади, а была Волкова. Какие ей только вопросы не задавали! А как вы спали, какие кровати были? Были ли там киоски, могли вы что-то купить? Это третий класс, который ничего не представляет, и они расшевелились. Я у нее спросила: Лидия Кондратьевна, скажите, как вы отметили 8 Мая? Они уже 8 мая знали, что Победа. У нее есть фотография – она у Бранденбургских ворот. Немец какой-то сфотографировал и тут же фотографию дал. Говорит: нам объявили, все вокруг стреляли, мы постояли. Люди пошли праздновать, а мы пошли операции делать.
Муляж или оригиналы? Какие экспонаты хранятся в музее истории Великой Отечественной войны – смотреть здесь.