О таком результате мы даже не мечтали! Чего достигли белорусские онкологи за 20 лет, рассказал Сергей Красный

О достижениях отечественной медицины поговорили с гостем программы «Новое утро» на РТР-Беларусь – заместителем директора по научной работе РНПЦ онкологии и медицинской радиологии, доктором медицинских наук, профессором, академиком Национальной академии наук Беларуси Сергеем Красным.

Ольга Бурлакова, ведущая:
Начнем с главного. В Беларуси масштабируют производство уникальной вакцины против рака «Еленаген». Во время испытаний она показала себя просто блестяще. Расскажите подробнее, в чем ее уникальность, как она работает и почему именно «Еленаген».

В чем уникальность вакцины против рака белорусского производства?

О таком результате мы даже не мечтали! Чего достигли белорусские онкологи за 20 лет, рассказал Сергей Красный-1

Сергей Красный, заместитель директора по научной работе РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н. Н. Александрова:
Это совместная разработка белорусских и американских ученых. Имеет двойное действие. С одной стороны, усиливает эффект химиотерапии, а с другой – действует через нашу иммунную систему, поэтому такая высокая эффективность препарата. Он показал наиболее высокий эффект в мире на сегодня при некоторых видах злокачественных опухолей, например, при химорезистентном раке яичников. А почему «Еленаген» – так зовут супругу основного разработчика препарата Александра Шнейдера. Мою супругу также зовут Елена, поэтому выбора не было.

Юрий Царев, ведущий:
Сколько сегодня производится препарат «Еленаген»?

Сергей Красный:
Сегодня он не производится вообще. В настоящее время проводится отработка так называемого производственного регламента, чтобы наладить масштабное производство в республике. Мы отработали лабораторный регламент, наладили производство 40 доз в неделю – это очень мало. Нам надо около 10 тысяч. Мы сейчас находимся в этом сложном периоде. Надеемся, что где-то к осени препарат уже будет в наличии.

Белорусские онкологи разработали суперсовременный метод лечения лимфом и лейкозов. В чем его суть?

О таком результате мы даже не мечтали! Чего достигли белорусские онкологи за 20 лет, рассказал Сергей Красный-4

Сергей Красный:
Речь идет о CAR-T-клеточной терапии. Это очень сложный метод и доступный сегодня только ведущим странам. По сути, берутся клетки нашей иммунной системы, лимфоциты, генетически модифицируются в искусственных условиях, потом размножаются до огромного количества. Их «тренируют» против определенного вида злокачественных опухолей. Речь идет о так называемых CD19-позитивных лимфомах, причем в тех случаях, когда стандартное лечение вообще не помогает. И после того как эти клетки размножились, из вводят пациенту. Получается массивная иммунная атака на злокачественную опухоль, и опухолевые клетки уничтожаются. К настоящему времени такое лечение провели 12 пациентам с очень хорошим результатом. Практически у всех наблюдается полная регрессия опухоли, уже достаточно большой срок наблюдения, рецидива заболевания пока не отмечено.

Юрий Царев:
Если сравнить нынешний момент состояния нашей медицины и борьбы со злокачественными заболеваниями и, например, 2000-е. В чем разница и в чем специфика?

20 лет развития медицины. Вот каких успехов достигли белорусские онкологи

Сергей Красный:
Каждые пять лет происходят кардинальные изменения. Онкология – это наиболее динамично развивающаяся отрасль медицины. Если мы посмотрим по нашему основному показателю – пятилетней выживаемости, то за все время он увеличился практически в два раза. И сегодня, если взять всех онкологических пациентов, то выздоравливает около 60 %. Так произошло по двум причинам, на мой взгляд. Первая – это улучшение диагностики. Мы стали раньше выявлять, соответственно, более эффективно лечить пациентов. Ну, и появление новых технологий – это лекарства, новые методы лучевой терапии, суперсовременное оборудование для лечения пациентов. Все это вместе дает уникальный результат, о котором мы даже не мечтали еще 20 лет назад.

О таком результате мы даже не мечтали! Чего достигли белорусские онкологи за 20 лет, рассказал Сергей Красный-7

Ольга Бурлакова:
Расскажите чуть подробнее про скрининги. Какой процент опухолей возможно обнаружить на самой ранней стадии?

Сколько опухолей обнаруживают на ранних стадиях? Статистика

Сергей Красный:
Скрининговая программа – это как раз то, с чем мы сегодня связываем основные успехи в онкологии, потому что лечение на начальных стадиях, во-первых, дешевле. Во-вторых, оно по эффективности приближается к 100 %. И самое главное, что оно не инвалидизирует пациентов. Они буквально через несколько дней после минимальных инвазивных вмешательств уже приступают к работе, полностью излечившись от рака. Так вот, основной принцип скрининговых программ – это то, что они инициируются лечебными учреждениями и направлены на здоровых людей. Рак на ранних стадиях, как вы знаете, совершенно не проявляется. Если мы будем ждать каких-то симптомов заболевания, то будем выявлять на поздних стадиях. Эти программы разработаны для нескольких видов злокачественных опухолей, но постепенно расширяются. Я думаю, что со временем они охватят всю республику.

Юрий Царев:
Благодаря отечественным успехам диагностики, в том числе на ранней стадии заболевания, и успехам именно в процессе излечения онкологических заболеваний мы можем говорить о какой-то статистике перехода рака из смертельного заболевания в хроническое. То есть больных все чаще и чаще удается ввести в состояние ремиссии, в котором они могут жить долгие годы и даже десятилетия. Какие особые разработки хотелось бы выделить в этом направлении?

«Рак становится хроническим заболеванием». Сергей Красный об особых разработках в лечении онкобольных

О таком результате мы даже не мечтали! Чего достигли белорусские онкологи за 20 лет, рассказал Сергей Красный-10

Сергей Красный:
Действительно, мы с вами живем в уникальное время. Прямо на наших глазах происходит этот переход, когда рак становится хроническим заболеванием. Мы не можем в некоторых случаях полностью излечить пациента, но можем значительно продлить ему жизнь и обеспечить удовлетворительное качество этой жизни. В это связи я бы хотел вспомнить про лучевую терапию. Мы получили в свой арсенал уникальные аппараты – это современные стереотаксические линейные ускорители и так называемый аппарат гамма-нож. Благодаря этому оборудованию мы сегодня можем проводить высокоточную лучевую терапию, подводя большую дозу к опухоли и не повреждая окружающие ткани.

В результате мы можем излечить от этой болезни в первую очередь тех людей, которые не могут подвергнуться по тем или иным причинам хирургическому вмешательству. Либо в связи с сопутствующими заболеваниями, либо в связи с возрастом или локализацией злокачественной опухоли. А такой аппарат, как гамма-нож, позволил нам излечивать опухоли головного мозга, причем радикально излечивать, полностью без хирургического вмешательства. Это так называемая радиохирургия, когда опухоль полностью удаляется и у нас появляется возможность излечивать одномоментно до 100 очагов злокачественных опухолей, не повреждая здоровые ткани головного мозга.

Белорусы всегда отличались тем, что были готовы прийти на помощь в трудную минуту, а в сложные времена консолидировали свои усилия для решения определенной цели. Хочу пожелать, чтобы мы не растратили эту способность, чтобы рядом с каждым человеком всегда был кто-то, кто может подставить плечо в трудную минуту, пожертвовать собой и прийти на помощь. Всем крепкого здоровья! А мы, врачи, медсестры, санитарочки, будем делать все возможное, чтобы помочь в случае, если это здоровье пошатнулось.