Пышность венка зависела от благосостояния невесты. Где провести свадьбу в полесских традициях?
Если в Мотоле слава гремела о кожушках, то в Бездеже огоньком гардероба были фартуки. Произведение искусства с букетами полевых цветов, птицами и волшебным кружевом. Без него выходить за порог было неприлично, рассказали в программе «Земля памяти» на СТВ.
Если во всех регионах фартуки были узкими и длинными, то здесь – короткими и широкими. Каждая барышня шила под себя и старалась создать эксклюзив, особенно к праздникам и для похода в церковь.
Людмила Янущик, младший научный сотрудник музея народного творчества «Бездежский фартушок»:
Очень красивые слова сказала Лариса Гениюш: «Можна ім закрыць вочы ад шчасця, калі шчокі калінай ірдзяць, схаваць слёзы, калі не удасца тое шчасце навекі ўтрымаць. Хвртушок – чарадзейнае хусце – гэта стан твой задорна абвіць, у бель чаромухі голаў чыюсьці ў забыцці на хвартух палажыць».
Каскад узоров. В музейном царстве хранится около 400 фартушков. На витринах сияет 70, все белоснежные и накрахмаленные, но ни один не повторяется. Наследие предков берегут и на кружках передают новому поколению. Колорит в каждом стежке.
Людмила Янущик:
Мы находимся возле самого старого фартушка, которому уже более 140 лет. Он с 1880 года, но дошел до наших дней в идеальнейшем состоянии. Качество ниточек, которые в дальнейшем будут использоваться в изготовлении фартушка, обязательно проверяли. Брали обручальное колечко, и эту ниточку продевали через кольцо. Если в это кольцо проходило 300 ниток, вдумайтесь только в количество напряденных тоненьких ниточек, только тогда из этих ниток делали основу, заправляли станок, который у нас называется верстат, ткали ткань.
На этновандроўке вам расскажут про прелести дресс-кода. В центре внимания – наряды молодых. Ах, эта свадьба! Основа – льняные сорочки с красной вышивкой как символ защиты и оберега. Не обходился гарны хлопец без самотканых брюк, по-местному – ноговыти. И, конечно, без нарядного пояса. Без него выходить на улицу было дурным тоном – значит, распоясался. Красавица-невеста была в длинной льняной юбке и белом фартуке в знак чистоты и невинности.
Людмила Янущик:
Невесты делали себе вот такой необычный, красивый веночек. Особенно популярен он был в 20-30 годах прошлого века, бытовал только в Бездеже. Мы воссоздали технику плетения этого веночка. Его делали из бумаги. Чаще всего это были подручные материалы – бусинки либо бумага. Соответственно, пышность этого венка зависела от благосостояния невесты. Чем невеста была заможнее, тем этот веночек, эта пава была шире. Я думаю, вы знакомы с таким высказыванием: идет важный, как пава.
Анастасия Макеева, корреспондент:
Да.
Людмила Янущик:
Пошло оно от названия этого веночка. Чтобы проносить его на голове целый день, нужно было приложить очень много усилий. Так ли это, мы сейчас с вами проверим.
Анастасия Макеева:
Ощущение – как ваза на голове.
Если вы определились, милости просим. На базе музея проводят росписи в лучших полесских традициях – задорно и незабываемо. В последнем зале представлено творчество современных мастериц, можно присмотреть сувенирчик на память – от фирменных рушников и соломенных цветов до симпатичных игрушек и рождественских венков на любой цвет и вкус.
Людмила Янущик:
Мы взяли куклу-кубышку, очень колоритную, у которой внутри находится сено и какая-то пахучая трава – мята либо мелисса, возможно, чабрец – такой успокаивающий момент.
Анастасия Макеева:
Это, чтобы я успокоилась.
Подписывайтесь на нас в Telegram!
Читайте также:
Стебельки перетирали на тернице и вычесывали. Вот где можно увидеть, как наши предки обрабатывали лен
Одарить родню жениха. Что было в приданом наших прабабушек?
«Прототип современного блендера». Какое убранство было в доме у белорусов Полесья?