От промышленности до авиации: о чём договорился Лукашенко с губернатором Иркутского края? Итоги поездки
Итоги поездки Президента в Иркутскую область России, куда он отправился сразу после визита в Монголию. Расстояние небольшое. Буквально час в самолете – и перед глазами уже совсем другие пейзажи. Байкал поражает своим размахом. Самое глубокое озеро на планете. Место силы – скажет при встрече губернатор Иркутской области. Президент признается, что всегда хотел тут побывать, рассказали в программе «Неделя» на СТВ. Это действительно красиво. Даже через экран можно было окунуться в эту красоту. А какой теплый прием оказали Президенту местные жители. В Сибири его встречали как родного. Кажется, между нами тысячи километров, разность культур, уклада жизни, но все это преодолимо, когда в основе общие ценности и подходы. Люди чувствуют искренность нашего Президента, его открытость и тем же отвечают. Одним словом, Сибирь приятно удивила, но поехали в этот регион, конечно, не с туристическими целями.
В первую очередь нас интересует экономика. Уже много раз звучала мысль, что в основе Союзного государства – межрегиональное сотрудничество. Вот Александр Лукашенко и приехал в этот российский регион, чтобы изучить процесс интеграции не в теории, а на практике и, возможно, понять, где есть узкие места.
Можно считать, что это новой уровень взаимодействия. Президент не часто наносит такие визиты. Несколько лет назад летал на Дальний Восток, где также встречался с губернатором. А сейчас и Сибирь открывает для нас свои ворота.
Во время командировки Президенту показали, как работает Иркутский авиационный завод, где рождаются самолеты, которые интересуют и нас, обсудили новые варианты взаимодействия и вышли на общие интересы. О совместных проектах, глубинных связях Минска и Иркутска и общей атмосфере визита с берегов Байкала передает наш политобозреватель Алена Сырова.
Если попытаться вместить визит Президента Беларуси в Иркутскую область в минуту, то вышло бы так, насыщенно, красиво и немногословно.
Но чтобы понять его необходимость и суть, важно знать предысторию, контекст, быть знакомым с основными действующими лицами. И если об Александре Лукашенко что в Минске, что в Иркутске, судя по этим кадрам, знают так много, что считают своим, то для белорусов руководители российских регионов преимущественно – незнакомцы, за редким исключением.
Итак, Игорь Кобзев родом из Воронежа, что где-то в шести сотнях километров от белорусской границы, и, как говорят за кадром иркутяне, теперь работающие в его подчинении, это очень чувствуется. Хозяйский подход, привычный для белорусов, он стал реализовывать с первых дней работы в должности губернатора, куда он пришел с позиции замминистра по чрезвычайным ситуациям России. Пришел на стыке 2019-го и 2020-го, ковид, локдаун и политические волнения – несмотря на это, уже в сентябре Кобзев приехал в Минск за конкретными решениями для своей области. Он знал, с кем нужно разговаривать. Его принимал Президент Беларуси, который прежде очень много говорил и делал для точечного взаимодействия с каждым регионом огромной России.
Александр Лукашенко: чего мы все время страдаем по поводу этих санкций?
Байкал, конечно, был. Глава государства оценил масштаб с воды, но, помимо экскурсионной, поездка на катере носила еще и статус неформальных переговоров. Частично обозначенное во время них к утру следующего дня было проработано.
Что касается самого глубокого озера земли, то здесь намерены заняться развитием туристической инфраструктуры, потому что пока она минимальна, и серьезно настроены на защиту Байкала от сточных вод.
Игорь Кобзев, губернатор Иркутской области России:
Ждем, что в ближайшее пятилетие они будут завершены, откроем производство по добыче золота, картонный комбинат, у нас дальнейшее развитие алюминиевой продукции.
Но Иркутская область – это не только вода, а еще и суша, в недрах которой запасы нефти, газа, угля, графита, редких металлов, а на поверхности – крупнейшие промышленные предприятия. Регион специализируется на деревообработке, целлюлозно-бумажном производстве, машиностроении и горнодобывающей промышленности. С последней управляться помогают наши БЕЛАЗы, их решено поставлять больше, в полях работают белорусские комбайны, мы поможем развить сельское хозяйство. Но на фоне всего двустороннего благополучия, например, днем с огнем не сыскать здесь белорусской пассажирской техники.
Такие тенденции – не очень хороший звоночек для реализации интеграционных программ Беларуси и России, на общем фоне, возможно, малозаметный, но Беларусь не может себе позволить закрывать глаза. Глава Иркутской области подробно информировал Президента нашей страны, где пробуксовываем и что еще можно реализовать.
Глава государства же уже под занавес рабочего визита в контексте авиастроения, но применимо ко всем сферах союзного взаимодействия, резюмировал следующим правдивым и максимально прямолинейным образом.
Лукашенко – директору Иркутского авиазавода: хотим быть вмонтированы в ваши процессы по высоким технологиям.
Больше Байкала обсуждали разве что визит Президента Беларуси в эту локацию.
Алена Сырова, политический обозреватель:
Вот он, тот самый цех Иркутского авиастроительного завода, где рождаются магистральные самолеты 21 века. Именно так расшифровывается МС-21 на фюзеляже, которые в обозримом будущем должны заменить боинги, аэробусы и в российском флоте, и, возможно, в нашем, белорусском.
Полетать на этом гражданском лайнере, признаться, теперь еще и личное желание автора этого материала, ведь другие выходцы с этого завода мною опробованы. В частности, Як-130, штурмовик, стоящий на вооружении белорусской армии.
Здесь же появляются на свет Су-30 СМ. Они несут боевое дежурство в белорусском небе. Но Александру Лукашенко подарили новую модификацию истребителя этого семейства. Задел на будущее?
Лукашенко: «Мой любимый самолет». Президенту подарили модель истребителя Су-30СМ2.
Кадров из цеха сборки военной техники мы вам не покажем по понятным причинам, справедливости ради, и МС-21 – история далеко не для посторонних глаз, но нашему Президенту подробно рассказывали не только об успешной замене американского двигателя на российский, испытаниях, планах собирать по 72 таких самолета в год, но и трудностях, проблемах, с которыми сталкивались и сталкиваются на разных этапах.
Что это, если не демонстрация истинно союзнических отношений и доверия? Хотя нет, это еще и подтверждение правильно выбранной стратегии – прямого взаимодействия с каждым регионом. Символ Иркутска – бабр. Старинное название тигра. Бабр и соболь – своеобразие и мощь богатства края. Неслучайно Михаил Ломоносов сказал, что российское могущество прирастать будет Сибирью. И мы уже здесь. Невозможно ведь сразу объять весь мир, невозможно сразу объять даже восьмую часть земной суши – Россию, даже при стратегически принятых политических решениях, по-любому без точечного контроля можно что-то важное упустить. А оно нам надо?
Читайте также:
Президент Беларуси наконец-то посетил Байкал! Губернатор Иркутской области о визите Лукашенко
Лукашенко посетил Иркутский авиационный завод – о чем удалось договориться?
Лукашенко встретился с белорусами Иркутска! За что ценят Президента Беларуси в России? Читайте здесь.