Лукашенко посетил Иркутский авиационный завод – о чём удалось договориться?
Проявить волю и пройти точку невозврата, чтобы усилить кооперацию Беларуси и России в отрасли самолетостроения. Об этом заявил Александр Лукашенко, посещая Иркутский авиационный завод. В условиях, когда импортозамещение является одной из важнейших задач, сотрудничество должно быть беспрепятственным.
Именно на Иркутском авиационном заводе рождаются современные Як-130 и Су-30СМ, штурмовики и истребители, те, что стоят на вооружении, в том числе и белорусских Вооруженный Сил. Кстати, истребитель в миниатюре теперь есть и у Александра Лукашенко.
Лукашенко: «Мой любимый самолет». Президенту подарили модель истребителя Су-30СМ2.
Завод сегодня входит в Объединенную авиастроительную корпорацию. Она, в свою очередь, объединяет десятки предприятий, которые производят и самолеты для гражданских нужд. Надо сказать, довольно успешно сотрудничают с нашими предприятиями, все же сохраненные с советских времен компетенции в условиях санкций, мягко говоря, ценны.
Юрий Слюсарь, генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (Россия):
Неоднократно бывали на заводе в Барановичах, на минском заводе, в Орше. Очень нравятся нам эти заводы, нравятся люди, нравится культура. Потому что все-таки за постсоветское время она не прерывалась, заводы продолжали работать, может быть, несколько профилей сменили, но производственную авиационную культуру сохранили. Поэтому они абсолютно готовы к тому, чтобы сотрудничество сейчас расширить и от сотрудничества по авиаремонту, по военным программам перейти на масштабирование наших задач в гражданской авиационной промышленности. Миллиарды рублей. Это тот заказ, который мы теоретически можем сейчас разместить на белорусских авиационных предприятиях. Это те самые детали, те самые агрегаты, из которых потом дальше будет собираться самолет.
Технологический, экономический расчет, который мы сделали, показывает, что все это реализуем, потому что, фактически, мы часть такого единого советского авиационного комплекса. У нас одни технологии, у нас, собственно, одни производители, одно оборудование, но и близкий, сопоставимый уровень расходов на заработную плату. Поэтому по большому счету экономически и технологически мы очень близки. Ну, как Александр Григорьевич сказал, надо проявить волю и реализовать этот проект, все-таки пройти эту точку невозврата.
Как это сделать, предметно обсуждали, осматривая различные этапы сборки лайнера МС-21. Эта российская амбициозная разработка, которая задумывалась еще до санкций как альтернатива «боингам» и «эйрбасам», сегодня стала необходимой. Судите сами, самолет еще не вышел в серийное производство, а только «Аэрофлот» уже заказал 210 для себя. Это, конечно, перспектива не завтрашнего дня. Но следующих пары лет точно. «Белавиа» тоже может рассчитывать на такие самолеты. С выходом на промышленные масштабы здесь рассчитывают собирать более 7 десятков единиц в год. Но в очереди постоять придется.
– Сюда комплектация поступает из соседнего корпуса, то есть все в одном месте, минимизирована логистика вся, она оптимизирована. Ну вот сейчас задача – наращивать темпы производства.
– Ты наш «Горизонт» подключай, пусть они шевелятся здесь. Они многое могут делать. Ну, надо двигаться, правильно сказали.
В начале пути у самолета был американский двигатель, сегодня это уже полностью импортозамещенные борты, которые прямо из цеха скоро будут готовы отправиться в небо. После испытаний, конечно, которые уже идут.
Исторически три этапа. Первый этап – когда сказали: не надо свои самолеты делать, будем покупать. Второе – когда самолеты будут наши, школа будет наша, проектировать будут наши, но начинка иностранная. Сейчас у нас третий этап: взяли самолет, вытрясли все иностранное. Ставим полностью, начиная от российских двигателей, и все системы здесь, вся навигация, все отечественное.
Здесь заинтересованы в промышленной кооперации с Беларусью. И если политическое решение нужно, то можно считать, что оно принято. Вот так легко и быстро, что где-то удивило принимающую сторону, но, как шутит сам Александр Лукашенко, в этом большие плюсы диктатуры.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
В общем, паспорт мы тебе белорусский выписываем, если нет. Подожди, не убегай, не убегай. Я хочу, чтобы они записали и это было у нас. Белорусский паспорт. Ты напрягаешь наших специалистов. Если не получается, мне говоришь, мы с тобой идем. То есть мы хотим быть вмонтированы в ваши процессы по высоким технологиям. Подробности.
Лукашенко встретился с белорусами Иркутска! За что ценят Президента Беларуси в России? Читайте здесь.