«Ножовку в руки, и пили». Ветеран о первом дне войны, ампутациях и жизни сейчас

Новости Беларуси. Когда началась война, Ираиде Ивановне Ивановской было 14 лет. Тогда еще девочкой она в полной мере узнала, что такое боль и страх, сообщили в программе «Минщина» на СТВ. Сначала помогала партизанам, ведя разведку в тылу, после попала в концлагерь, где тяжело работала больше года. А когда пленных освободили, Ираида Ивановна пошла работать в военный госпиталь. И до 1945 года помогала раненым.  

Про историю одной судьбы – материал Анастасии Кончиц.  

«Ножовку в руки, и пили». Ветеран о первом дне войны, ампутациях и жизни сейчас-1

Геннадий Проваленок:  
Все рассказы мамы, бабушки о войне мы открыв рот слушали. Нам настолько это было интересно.  

«Ножовку в руки, и пили». Ветеран о первом дне войны, ампутациях и жизни сейчас-4

Ираида Ивановская, ветеран Великой Отечественной войны:  
Первый день войны начался настолько неожиданно, настолько было непонятно. Спросила у мамы: «Мама, что случилось?» И мама мне сказала: «Детка, война». И только когда на третий день сгорел наш дом, вот тогда мне стало страшно и насовсем понятно. Братья у меня ушли сразу в лес, в партизаны. И я окунулась им помогать. Стали мне записочки приходить – выполнять какое-то задание. Нужно было узнать, и в какой деревне останавливались немцы, техника. Эти коды – например, было там написано: немецкие солдаты – опята, техника – грузди. Маму мою и младшую сестру угнали в Германию. Больше года я пробыла в концлагере. А когда наша Красная Армия освободила, я нашла госпиталь, попросилась, очень просилась, очень боялась, что не возьмут.  

«Ножовку в руки, и пили». Ветеран о первом дне войны, ампутациях и жизни сейчас-7

Раненых этих привозят, обрабатываем мы этих раненых, уколы, и ноги, и ручки им отнимали. Врач-хирург сделает там наметку. И пожалуйста. Даст тебе ножовку в руки, и пили. Спали мы там по два, по три часа. Но все пережили. У всех был такая вера, что будет победа. Вот это и придавало сил. Госпиталь шел за фронтом, в Восточную Пруссию. Город такой был небольшой немецкий Хайнрихсвальде – вот там мы уже День Победы справляли.  

«Ножовку в руки, и пили». Ветеран о первом дне войны, ампутациях и жизни сейчас-10

Ираида Ивановская:  
День Победы был с такими слезами на глазах. Объявили рано утром. Кто как мог – все выползали. Вот наше хирургическое отделение было, и небольшая площадь была. И вот на эту площадь. И все-все от счастья плакали. Был такой гул, шум. Так все ликовали.  

«Ножовку в руки, и пили». Ветеран о первом дне войны, ампутациях и жизни сейчас-13

Вернулась я в город Витебск. Работы никогда не боялась. Я была девочка уже такая натренированная. Верили в лучшее. Оно и хорошо было. Мне 96-й год наступил, и я не жалею прошлое. Сейчас очень хорошо. Только нужно сейчас стараться, любить. Нужно как-то вместе, дружно. И будет еще лучше.  

Читайте также:  

Сейчас у нее 13 правнуков, а во время войны была штурвальной. Непростая история 95-летней жительницы Белыничей  

Пустили под откос 468 эшелонов. Рассказываем про Василия Коржа, чьим именем названы улицы в белорусской столице  

«Неужели они не знают, что с людьми там происходило?» Узница Освенцима с болью восприняла новость о БЧБ-полотне в Германии