Новые станции метро в Минске построили без остановки движения поездов. Как в этом помог комплекс «Алеся»?
Новости Беларуси. В Беларуси отпраздновали День Октябрьской революции. Так сложилось, что 7 ноября, который уже стал днем сюрпризов, раньше было принято дарить людям метро. Да и сегодня метрополитен – это объект, который всегда ждут жители любого города. В больших мегаполисах даже автомобилисты пересаживаются в подземный транспорт, и уже никого не удивишь фразой «звезды ездят в метро». Они там часто бывают замечены и не стесняются своих предпочтений добраться до места точно в срок без пробок и светофоров. В Минске процесс строительства и проектирования метро не останавливается уже много лет. Узнаем о близких и далеких перспективах подземной магистрали. В студии программы «Большой город» на СТВ главный инженер «Минскметропроекта» Георгий Протасов.
Екатерина Забенько, ведущая:
Георгий Николаевич, сколько времени проходит от создания проекта, сколько согласований необходимо пройти до того, как он уже будет реализован в жизни с помощью нашей прекрасной «Алеси», тоннелепроходческого комплекса?
Георгий Протасов, главный инженер ОАО «Минскметропроект»:
Достаточно трудоемкое, долгое дело. Я могу сказать, что на проектирование третьей линии Минского метрополитена ушло, в общей сложности, около 10 лет. Это был достаточно сложный участок, особенно первая станция. Их пришлось строить в плотной городской застройке. Жители жаловались часто на нас, за что я, пользуясь случаем, приношу извинения. Но по-другому нельзя было.
Екатерина Забенько:
А потом благодарили за то, что все-таки станции метро появлялись в непосредственной близости от их домов.
Георгий Протасов:
Да, тупик за станцией «Юбилейная» – это самый глубокий котлован в Минском метро, по-моему, 34 метра была глубина. Мы построили пешеходный тоннель под действующим шестиэтажным домом, мы построили два пешеходных тоннеля с траволаторами под железнодорожными путями без остановки движения поездов.
Екатерина Забенько:
Наверное, еще лет 10 назад, если бы это кто-то вслух произнес, трудно было бы поверить, что это возможно.
Георгий Протасов:
Как оказалось, это возможно. Когда пассажиры приезжали на станцию «Площадь Ленина», они даже не догадывались о том, что под землей, под платформой идет строительство. Были построены эскалаторные ходы и лестничные спуски на пересадочный узел со станции «Вокзальная». Это все было без остановки строительства. В процессе строительства ученые замеряли уровень напряжения и деформации на действующем метрополитене. Потому что строительство велось без остановки движения, а безопасность у нас всегда в приоритете. В режиме реального времени это все отслеживалось. А строители снизу подкапывались под действующую станцию, затянули туда эскалаторы, построили лестничные спуски, построили сооружение, мы там делали химическое закрепление грунтов. Там был достаточно сложный участок.
Екатерина Забенько:
Мы с вами говорили уже о главной помощнице метростроевцев – тоннелепроходческом комплексе «Алеся». Насколько с ее появлением в рядах метростроевцев ускорился процесс строительства метро?
Георгий Протасов:
Это, конечно, было значительное событие для нашего метростроя. Мы применили при строительстве третьей линии Минского метрополитена много новых технологий. Технологию стены в грунте, которая много лет не применялась при строительстве Минского метро. Его пришлось возрождать заново. Технологию струйной цементации и технологию механизированной проходки. Для этого был закуплен механизированный тоннелепроходческий комплекс. Этим комплексам принято давать женские имена. Нашему, поскольку он первый и самый любимый, метростроевцы присвоили имя «Алеся». Надо понимать, что недостаточно купить просто тоннелепроходческий щит, необходимо наладить производство железобетонных блоков для устройства тоннелей. Это высокоточные железобетонные блоки, где допуски – десятая доля миллиметров. Они должны быть герметичны.
Эта машина позволяет осуществлять безопасную и бездеформационную проходку при высоком уровне грунтовых вод. Она обеспечивает герметичный и качественный тоннель. Самое главное отличие механизированных тоннелепроходческих комплексов – это безопасность. Потому что старые немеханизированные щиты были с открытым забоем, и там каждый раз проходчик подвергался достаточно большому риску. Сейчас можно спокойно пройти и при высоком уровне грунтовых вод, и в слабых грунтах. Единственное, что там, где есть валуны, возникает проблема, потому что, когда открыт забой, раздробить это валун, выдрать проще.
Читайте также:
Появятся ли в Минске наземные станции метро, как в Дубае или Китае? Рассказал главный инженер «Минскметропроекта»
Человек может потерять ориентацию. Как дизайн станций метро помогает спокойно находиться под землёй?
Какой награды удостоена станция метро «Вокзальная» и почему «Петровщина» – одна из самых красивых платформ в мире?