Новости Беларуси. Женский взгляд на острые и насущные темы. Экспертные мнения и интригующие истории в ток-шоу «Точки над i». Исключительно женский проект с мужским характером затронет самые важные вопросы жизни страны.
Новости Беларуси. Женский взгляд на острые и насущные темы. Экспертные мнения и интригующие истории в ток-шоу «Точки над i». Исключительно женский проект с мужским характером затронет самые важные вопросы жизни страны.
Юлия Крыницкая, ведущая ток-шоу:
Татьяна, к вам сразу можно вопрос? Например, вот лень – двигатель прогресса. Но, например, у меня знакомый в Голландии: тоже дети, начальная школа. Вот у них сейчас собираются отменить уроки чистописания, то есть все на планшетах. Но ведь даже нас, я помню – пусть у меня еще советское детство было – но даже сейчас моих детей, мы же учимся чистописанию, потому что мелкая моторика развивается, развивается головной мозг. И вот что планшеты? Поможет ли это детям?
Татьяна Дыбовская, начальник отдела электронных услуг и сервисов Минского городского института развития образования:
Если мы будем говорить о том, что учреждения образования как социальный институт должно готовить гражданина к жизни в обществе, то сейчас мы должны делать оговорку – к жизни в новом информационном обществе. Мы не можем закрыть глаза на то, что гаджетов нет, что технологии не развиваются. И в школе продолжать, скажем так, с 1 класса по 11-й: мел, доска и все прочее. Но, естественно, все это нужно делать дозировано, структурировано с определенными ограничениями, и всегда оценивать пользу от того для чего ты даешь тот же планшет в руки ребенку, от того результата, который ты хочешь получить.
Я думаю, ни для кого не секрет, что для того, чтобы научиться писать, нужно взять ручку в руку и каким-то образом проделать какие-то действия. Никакой планшет, никакой другой, скажем, гаджет, никакое мобильное приложение никаким образом не способствует этому. То есть, если мы говорим о чистописании, оно должно быть. И по крайней мере в учреждениях образования Республики Беларусь оно будет.
Елена Кругликова, ведущая ток-шоу:
В наше время телефоны – это одно из любимых вообще устройств любого школьника. У меня вопрос к Дарье. Вся ваша работа с детьми построена на девайсах. Как вам удается вплетать знания в современные технологии и не навредить ребенку?
Дарья Светлович, преподаватель, автор учебной литературы, участник международных конкурсов:
Я уже работаю не с детьми, а с подростками в учреждении образования профессионально-технического и среднего специального. Ко мне уже приходят достаточно зрелые – с одной стороны достаточно, с другой стороны недостаточно еще – сформированные личности. И конечно в сложившейся ситуации, когда беспроводные наушники становятся частью головы, а смартфоны – частью руки, и это уже вопрос какой-то зависимости даже, конечно здесь нужно отстраивать четко дисциплину.
Хотя я бы хотела поделиться и положительным педагогическим опытом в использовании гаджетов. Безусловно и социальные сети служат нам на руку, потому что у нас много конкурсов профессионального мастерства. В Instagram, TikTok ребята выкладывают видео, которое рекламирует, позиционирует свою профессию, популяризирует ее. Также использование не только гаджетов, но и девайсов, таких как мультиборды, планшетные кабинеты, компьютерные кабинеты, интерактивные доски, все это ребят, конечно, мотивирует и процесс обучения становится разнообразнее.
То, что полностью перейти на электронный формат, – я, конечно, не приверженец этого, этой идеи. Потому что переключаться с письма на просмотр какой-то виртуальной экскурсии, затем на то, чтобы закрепить этот материал, проанализировать, структурировать и опят же записать к себе в конспект, затем проговорить устно – это все неотъемлемые части учебного процесса. И то есть это должно как-то балансировать тоже.
Юлия Крыницкая:
Но, не стали ли дети хуже запоминать? Вот говорят, что у современных детей клиповое мышление. Вы наблюдаете вот это в своей практике?
Дарья Светлович:
Хотела бы сказать по поводу библиотек, потому что знакомилась с исследованиями, как присутствие гаджета. В нашем случае это смартфон, который все равно присутствует с ними где-то рядом. То ли он лежит в сумке, то ли он лежит экраном вниз на столе. Но само присутствие этого гаджета рядышком с учащимся уже снижает его интеллектуальные способности. То есть его внимание уже рассеивается, и объем рабочей памяти сразу уменьшается.
Поэтому вот вопрос дисциплины именно в рамках убирания этого гаджета за пределы его видимости. Особенно когда речь идет о контроле, о тематическом контроле, то есть о проверке знаний. Непосредственно на моих учебных занятиях это обязательный пункт.
Наталья Надольская, ведущая ток-шоу:
Скажите, Лариса, а вот как грамотно вплести гаджет в учебный процесс? Мы понимаем, что это не может заменить ни библиотеки, ни книги. Но если есть какой-то вопрос, можно зайти, посмотреть. Вот прямо во время урока или дома дети могут использовать эти гаджеты? Как происходит?
Лариса Провоторова, педагог дополнительного образования:
Конечно. И прямо во время урока, и дома, и на интерактивных досках, где мы создаем такие продукты, которые не требуются доступа в интернет. Они уже готовые. Их может любой взять, дома посмотреть, поучить, либо в школе. Можно провести тесты. То же самое учителя освободить от вот этой рутинной работы. Конечно контроль, не могу сказать, что мы этому на откуп отдадим, а вот самостоятельно какие-то такие тестовые срезы вполне реально, это можно сделать.
«Мы устраивали парковку для телефонов». Психолог рассказала, как можно ограничить детей от использования гаджетов – подробнее здесь.