Как изменится система государственного контроля? Озвучили на совещании у Лукашенко
Контрольно-надзорную деятельность – оптимизировать, предложенный законопроект – отправить на доработку. Сегодня, 21 мая, глава государства задал ориентиры по дальнейшему совершенствованию системы государственного контроля, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ. Целостная система была сформирована еще 15 лет назад, а в 2017-м модернизирована. Пересмотрен перечень контролирующих органов, сокращены дублирующие сферы контроля, ужесточены требования к назначению проверок и работе контролеров.
Комитет госконтроля ежегодно информирует о снижении проверочной нагрузки на субъекты хозяйствования. Однако на фоне улучшения статистических показателей по-прежнему не изжиты негативные тенденции в этой сфере. Нужны не штрафы и наказания, а улучшение работы предприятий. От карательного уклона к повышению эффективности.
О новой философии государственной системы контроля расскажет политический обозреватель Евгений Пустовой.
Президент еще два года назад потребовал не только точечно изменить законодательство, а поменять саму философию системы контроля. Сверхзадача – не штрафы, а эффективная работа.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Нам не штрафы нужны и наказания или какие-то санкции, а улучшение работы предприятий. В этой связи я поручил по требованию от правительства до помощников Президента, губернаторов и других кардинально разобраться в ситуации, изменить стиль и методы работы. Во исполнение данного поручения правительством подготовлен проект указа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. Его разработка велась более двух лет. Аж два года! Администрация Президента и правительство крутили его несколько раз, подключая все заинтересованные ведомства. В результате проект содержит ряд новаций. От смещения акцентов в работе контролирующих органов в сторону профилактики до выведения прокуратуры из-под сферы действия указа № 510. Ввиду значимости этого правового акта для страны окончательное решение будет принято мной только после всестороннего обсуждения. Хотелось бы, чтобы после обсуждения два года не проходило, как вы готовили этот проект.
Сегодня инновации и подходы озвучил первый вице-премьер Николай Снопков.
Николай Снопков, первый заместитель премьер-министра Беларуси:
Первое – установить периодичность проведения мониторингов не чаще одного раза в три месяца. Ввести запрет на проведение мониторингов в течение года после проведения проверки. За исключением случаев наличия сведений о нарушениях законодательства. Ввести обязанность проверяющих регистрировать в книге учета мониторинги и мероприятия технического характера. Это существенно упорядочит практику их проведения, в том числе на том примере, который привели вы.
Многообразие мнений – одно из постоянных требований Президента к любому законопроекту или предложению, что звучит на совещании с участием главы государства. А учитывая значимость сферы регулирования, вопросы звучат от всех и ко всем. Резюмирует Первый.
Александр Лукашенко:
Смогут ли наши предприятия после подписания этого документа работать эффективнее? Получат ли долгожданное снижение проверочной нагрузки? Не будет ли ослаблен контроль? Я сейчас говорю про те сферы, где существует реальный риск причинения вреда национальной безопасности, жизни и здоровью граждан. Все ли проблемные вопросы мы решаем? Или, как всегда, по принципу – поговорили, у того проблема, у противоположной стороны проблема – давайте посередине, компромисс найдем.
Нормы и методы контрольно-ревизионной деятельности – это всегда поле для плюрализма идей. Постоянная дискуссия между аудиторами и субъектами хозяйствования. Но когда речь идет о защите интересов государства и общества, позиция единая.
Николай Снопков:
Вводится система оценки эффективности работы контролирующих надзорных органов, исключающая привязку к штрафам и предполагающая влияние проверки на эффективность деятельности предприятия. В качестве таких критериев планируется установить удельный вес предупредительно-профилактических мероприятий от всех проведенных; удельный вес отмененных решений или требований от внесенных; удельный вес обоснованных жалоб на действия контролеров в общем количестве жалоб.
Василий Герасимов, председатель Комитета государственного контроля Беларуси:
Я бы не рассматривал это за определенные послабления. Проект указа содержит положения как усиливающие контрольную деятельность, так и ее упорядочивание. Если касаться усиления, то можно взять вопрос моратория двухлетнего на проведение проверки. Некоторые субъекты начали этим пользоваться. Поэтому с принятием указа, если будет видно, что субъект нарушает, то тогда допустимо проведение проверки. Или, например, получение иностранной безвозмездной помощи субъектом, у которого не прошло еще два года. Мы должны видеть, куда она расходуется. Я думаю, это закономерно и не вызывает каких-то сомнений. Или же, например, вопросы ценообразования. На исполкомах лежит обязанность обеспечивать ассортимент товаров, но каких-то рычагов у них нет. Соответственно, должны быть какие-то полномочия.
Читайте также:
Лукашенко: нам не штрафы нужны и наказания, а улучшение работы предприятий
«Вопрос очень актуален». Как изменятся методы работы контрольных органов после совещания у Президента?
Лукашенко отправил на доработку проект указа о контрольно-надзорной деятельности