Кадлубай о новых школьных изданиях: это не переписывание учебников заново, это процесс доработки

Новости Беларуси. Экзамен держит образование. Кого и по каким дисциплинам могут отправить на пересдачу? Как создают педагогические новшества и нужны ли они реально школьникам? Скоро в школу, потому на площадке ток-шоу «По существу» прошел педсовет, чтобы сделать выводы из параграфов, где проведена работа над ошибками.

Алена Сырова, СТВ:
Пару недель назад у главы государства было совещание, это, наверное, не то, которое он анонсировал весной в плане того, что будет масштабный разговор о встряске всей системы образования наподобие того, что мы видели с Минздравом. Это все-таки была, я думаю, подготовительная работа. Тем не менее она была практически за месяц до нового учебного года начата. И тогда Президент сказал о том, что до 25 августа те вопросы, которые поднимались, недочеты, о которых шла речь, должны быть устранены. С чем успели, а с чем, может быть, нет? Понимаю, что, наверное, не можете сказать, с чем не успели, хотя…

Кадлубай о новых школьных изданиях: это не переписывание учебников заново, это процесс доработки-1

Александр Кадлубай, заместитель министра образования Беларуси:
Совещание, которое было 18 августа у главы государства, обозначило ряд проблемных вопросов. На сегодня их можно разделить на категории, одну из них вы уже затронули – получение сертификатов готовности учреждениями образований. Здесь цифры говорят сами за себя. Кроме того, были подняты вопросы качества учебников и учебных пособий в учреждениях образования. Здесь нужно отметить, что данная работа выполняется на системной основе. Здесь были поручения соответствующие главы государства, которые выполнялись в срок, и была переиздана вся линейка с 1-го по 11 классы учебных пособий. На сегодня это не переписывание учебников заново новыми авторскими коллективами, это процесс доработки, получения обратной связи от педагогов, от методических служб и шлифования учебников. Нужно понимать, что мы взяли за основу в этом вопросе практику, которая была в Советском Союзе – учебник работает в учреждении, получение обратной связи в зависимости от того, какое количество часов ребенок пользуется этим учебником, через такое количество лет подходит срок переиздания учебного пособия.

Кадлубай о новых школьных изданиях: это не переписывание учебников заново, это процесс доработки-4

Кирилл Казаков, СТВ:
Мы знаем о том, что в Telegram-канале Минобра появился QR-код, куда можно перейти и сообщить о том, какие ошибки есть или нет в этом или другом учебнике. Я, может быть, буду здесь жестким ретроградом, но, мне кажется, да, с одной стороны – понятно. С другой стороны – я знаю, что прокуратура очень внимательно относилась к тому, что написано в учебниках. Но когда мы готовились к программе, мне рассказывали такой факт, что перечисление названий озер, кажется, что слишком много для восприятия. Мне кажется, это субъективное мнение. И возникает вопрос, вы говорите, что к советской системе образования апеллируете. Но там были учебники, мы по ним учились, я не знаю, чтобы ты сидел на уроке или перемене, раз, скачал и написал, что тебе не нравится. Это такая система, в которой тебе очень много жалуются. Есть у нас такие люди, которых жалобщиками называют профессиональными.

Кадлубай о новых школьных изданиях: это не переписывание учебников заново, это процесс доработки-7

Александр Кадлубай:
Это не плохо. То, что вы говорите, оно одно другому не противоречит. Во-первых, в Советском Союзе учебники по 30 раз переиздавались, шлифовались. То есть учебник истории Коровкина часто вспоминают, шикарный учебник, который претерпел несколько десятков переизданий. Как сам автор говорил, с каждым разом становился все более совершенным. Но в том, что сейчас открыт чат-бот, ничего плохого нет. Ошибки можно разделить, условно говоря, на две категории. Фактологическая – дата в учебнике истории по той или иной причине написана не та или название реки не то указано, несоответствующая подпись под иллюстративным материалом. И ошибки могут быть методические, то, о чем вы говорите: перегруженность, не тот вопрос – это больше к ошибке методической относится. И здесь наша задача – получить обратную связь от всех: и от жалобщиков, и объективно от педагогов – чтобы потом провести разбор всего этого массива и определить. Мы же не говорим, что завтра мы возьмем и всю линейку исправим или перепишем. Мы говорим о том, что планомерно дальше будем совершенствовать наши учебные пособия.

Почему в современной Беларуси не надо учиться по советским учебникам? Мнение экспертов.