«Авиацию мы называем любовницей». Что так ценят в своей работе лётчики?
Новости Беларуси. 21 августа в Беларуси отмечают День военно-воздушных сил, сообщили в программе «Неделя» на СТВ. С чем ветеранов и действующий личный состав поздравил Президент. Офицеров этого рода войск выдает голубой кант на форме и особое отражение неба в глазах. Ведь такую профессию выбирают исключительно по высокой любви.
Алена Сырова, корреспондент:
Беларусь часто называют страной под белыми крыльями. Как правило, из-за обилия аистов, которые парят в привычно чистом небе. Посоревноваться с живыми птицами в праве ассоциироваться с этой фигурой речи могут разве что птицы стальные. Те, что своими крыльями готовы укрыть и защитить свою землю. Самый крупный на вооружении белорусской армии – самолет Ил-76. С него мы и начинаем наш репортаж, посвященный Дню авиации.
Высотой в пятиэтажный дом, хотя внешне так и не скажешь. Способный унести до 48 тонн груза и до 245 человек. Своим размахом крыльев укрыть еще несколько вертолетов. Ил-76 в истории суверенной Беларуси ни разу не выполнял боевых задач, а вот специальные и жизненно необходимые в его послужном списке есть.
Взять хотя бы марш-броски в 14 тысяч километров в разгар пандемии. Тогда этим бортом из Китая доставляли необходимые СИЗы и вакцины. Летчики проводили за штурвалом в общей сложности до 20 часов. Стоит ли говорить, какая это нагрузка на экипаж. И вместе с тем тренировка. Андрей Лукьянович – начальник авиации и опытнейший летчик-снайпер, тогда пилотировал Ил-76. Сегодня флагман бессменно хозяйничает на авиабазе в Мачулищах.
Андрей Лукьянович, заместитель командующего ВВС и войсками ПВО Беларуси – начальник авиации:
На легендарном аэродроме, который 3 июля 1937 года был введен в эксплуатацию. И широкая сеть аэродромов позволила первой воздушной армии, которая была прародителем современных военно-воздушных сил Республики Беларусь, летом 1944 года провести самую успешную в истории человечества операцию «Багратион» по освобождению Республики Беларусь. Историческая память – это есть часть нашей национальной идеи. Конечно, летчики – это романтики с активной жизненной позицией, но они еще и профессионалы. Мы не раз это доказывали на международном уровне. Авиация – это оружие, главный критерий которого – качество, а не количество. И это относится как к подготовке летного состава, так и к авиационной технике.
Алена Сырова:
Пополнение ждет именно эту авиабазу?
– Эскадрилья вертолетов Ми-35М. К концу этого года мы получим уже первую партию. Четыре вертолета у нас будет, уже осенью отправляем летный состав, инженерно-технический в Российскую Федерацию. То есть они уже сами будут способны перегнать вертолеты с авиаремонтного завода к нам в училище.
А пока же на вооружении вертолеты Ми-24 и Ми-8. Со своими задачами они полностью справляются. Ежедневно на боевом дежурстве на авиабазе и на так называемых площадках подскока. Их несколько, обозначенных на территории страны. По понятным причинам о локациях говорить не будем, тем более, по сути, таковой может стать любая местность.
Владимир Скоркин, командир 50-ой смешанной авиационной базы:
Основное преимущество вертолетов, которые сейчас берутся на вооружение – возможность посадки в лесу на небольших площадках. Достаточно расстояние такой площадки 50х50 метров. И тем самым вертолет может зайти, сесть, также произвести взлет с нее. Высадить десантников, личный состав. Или при необходимости найти такую площадку для работы. Опять же, скрытно, незаметно днем и ночью. Видите, площадка не подготовлена. Главное только, чтобы не было больших уклонов.
Кстати, сами летчики сравнение самолетов и вертолетов считают некорректным. Каждому свое – винты или крылья. И те, и другие не могут без неба.
Владимир Скоркин:
Авиацию мы называем любовницей. Это наша любовь. Без нее мы жить не будем. У любого летчика если забрать небо – это уже будет не летчик.
И за эту любовь мужчинам (практика готовить женщин для работы военным летчиком у нас не прижилась) приходится бороться. Сначала, доказывая на медкомиссиях, что достаточно здоров, после – в Военной академии, что достаточно умен и талантлив. И даже потом, оказавшись среди лучших, каждый день подтверждать пахотой, что достоин. Она пренебрежения не прощает.
На день стала лётчиком – как журналистка СТВ управляла штурмовиком?
На аэродроме постоянное движение. Вот взлетают Л-39, вот с задания возвращаются незаменимые Су-25. На Як-130 тренируются как молодые, так и опытные летчики. Прежде чем оказаться в кабине этого самолета, они проходят долгий путь, но оно того стоит.
На земле сложности, потому что это постоянное обучение. В небе это работа. Боевое применение – это работа. Тяжелая работа. Но при этом зачастую романтика возвращается. Кучевки в небе везде разбросаны, и нам очень нравится погонять эти кучевки, попрыгать по шапкам, как мы это называем. Тогда романтика очень сильно проявляется, ты любуешься этим небесным городом, вспоминаешь, что ты тут не ради пострелять, побомбить. А ради того, что тебе, в принципе, нравится. Не то, что деньги зарабатывать.
Оказалось, что такие пируэты выписывал командир.
Алена Сырова:
А через сколько Антон сможет такое делать?
Александр Кривец, командир 116-й штурмовой авиационной базы:
Где-то лет пять. [Неразборчиво – прим. ред.] Приходят ребята, сейчас у нас как раз курсанты третьего-четвертого курсов.
Мотивированность – это тоже о летчиках. К слову, Лидская штурмовая авиабаза – кузница кадров для всех авиационных баз страны. Сначала на крыло становятся здесь, а уже после отправляются кто в Мачулищи, а кто в истребительный авиаполк в Барановичи. Там гнездятся МиГ-29 и Су-30. Впрочем, для тех, кто только начинает всерьез мечтать о небе и профессии, есть возможность стать ближе к ее реализации.
Андрей Лукьянович, заместитель командующего ВВС и войсками ПВО Беларуси – начальник авиации:
В этом году открыли первый патриотический клуб «Сокол», где молодые люди знакомятся со своей будущей профессией. А уже окрепшие «соколы», пройдя врачебно-летную комиссию… В этом году, кстати, показали очень хороший конкурс на авиационный факультет в Военной академии Республики Беларусь.
В авиации действительно случайных людей нет. Это зачастую династийная сфера, с нею свою жизнь связывают очень терпеливые, смелые и надежные люди. И речь не только о тех, кто за штурвалом, но и о тех, кто на земле. Кстати, среди тех, кто отвечает за исправность железных птиц, есть и девушки. В авиацию приходят люди, способные принимать решения и брать ответственность за них, а еще за себя и за тех, кого защищают и берегут. Каждый день, поднимая в небо своих винтокрылых и крылатых птиц.