Джон Карпентер: лучшие фильмы «крестного отца» страшного кино

Стивена Кинга принято считать королем ужасов, но его «власть» распространяется только на литературу. Несмотря на огромное количество экранизаций, в кинематографе Кинг вынужден уступить свою корону Джону Карпентеру. Этого режиссера можно без преувеличения назвать лучшим хоррор-постановщиком в истории кино. Ни у кого другого нет такого количества фильмов, оставивших свой след не только в жанре ужасов, но и в фантастике, и в криминальных триллерах, и в приключенческих фильмах. Карпентер в одиночку разработал схему современного хоррора, которой сейчас следуют режиссеры по всему миру, он придумал свой собственный способ нагнетания напряжения, а его широкоугольная манера съемки научила зрителей воспринимать кино по-новому.

Джон Карпентер: лучшие фильмы «крестного отца» страшного кино-1

Фото: 20th Century Fox

«Монстры – это мы. Глубоко внутри у нас сохранилась часть мозга рептилии, которая убивает, но ей всё равно».

16 января Джону Карпентеру исполняется 70 лет. Пик его карьеры пришелся на 80-ые, когда он один за другим снял несколько безоговорочных шедевров. Сейчас режиссер практически отошел от дел. Последний его фильм вышел в 2010 году, но ему далеко до тех картин, которые сделали Карпентера знаменитым. Несмотря на некоторые неудачи, он все равно всегда будет тем, кто изменил жанровое кино, предал ему новое звучание и заставил нас по-настоящему бояться. В честь юбилея мастера ужасов мы предлагаем вспомнить его лучшие фильмы.

Джон Карпентер: лучшие фильмы «крестного отца» страшного кино-4

Джон Карпентер и Курт Рассел. Фото: Variety

«Хэллоуин» (1978)

Джон Карпентер: лучшие фильмы «крестного отца» страшного кино-7

Фото: imdb.com

Джон Карпентер: лучшие фильмы «крестного отца» страшного кино-9

Фото: imdb.com

Легендарный фильм ужасов, породивший серию продолжений и десятки подражателей, с переменным успехом все еще пытающихся повторить картину Карпентера. Совершенно простую историю о сбежавшем из психиатрической клиники маньяке, который открывает охоту на подростков, режиссер смог сделать напряженным и пугающим фильмом, который даже спустя сорок лет может поразить новых зрителей. Благодаря «Хэллоуину» появились такие популярные хоррор-клише как «королева крика», «последняя девушка», «убийца в маске», фильм сделал популярной актрису Джейми Ли Кёртис, а маньяк Майкл Майерс стал одним из самых узнаваемых образов поп-культуры. А еще это один из самых прибыльных фильмов в истории – при бюджете в $325 тысяч «Хэллоуин» смог заработать более $60 миллионов.

Читайте про другие самые прибыльные фильмы здесь.

«Побег из Нью-Йорка» (1981)

Джон Карпентер: лучшие фильмы «крестного отца» страшного кино-12

Фото: imdb.com

Джон Карпентер: лучшие фильмы «крестного отца» страшного кино-14

Фото: imdb.com

Совершенно безумный триллер, которым до сих пор вдохновляются многие разработчики компьютерных игр. Действие картины происходит в 1997 году во время Третьей мировой войны. Главному герою, бывшему спецназовцу, а сейчас закоренелому преступнику, поручают проникнуть в закрытый город-тюрьму и спасти президента США. При этом у героя есть всего 22 часа, по истечению которых микрокапсула в его мозгу взорвется и убьет носителя. «Побег из Нью-Йорка» снят на безумных скоростях, а во время просмотра сложно даже перевести дух. Это не лучший фильм Карпентера, но его влияние трудно переоценить, а еще картина сделала звездой великолепного Курта Рассела – за такое ей можно простить мелкие огрехи.

«Нечто» (1982)

Джон Карпентер: лучшие фильмы «крестного отца» страшного кино-17

Фото: imdb.com

Джон Карпентер: лучшие фильмы «крестного отца» страшного кино-19

Фото: imdb.com

Вершина творчества Карпентера и, возможно, лучший фантастический фильм в истории. Совершенная в своем воплощении картина, после которой хочется самому идти снимать кино. В фильме совершенно невероятная операторская работа, непостижимые для начала 80-ых спецэффекты, а музыка Эннио Морриконе так искусно нагнетает напряжение, что нервы сдают даже у самых закаленных зрителей. Незамысловатая история о группе полярников, нашедших в Антарктиде замерзшего пришельца, умеющего имитировать любое живое существо, стала образцом не только фантастического, но и психологического триллера. Игра в кошки-мышки при минусовых температурах никогда не была такой захватывающей, а Курт Рассел в главной роли демонстрирует недосягаемую актерскую игру в этом жанре.

Другие отличные фильмы с музыкой Эннио Морриконе.

«Человек со звезды» (1984)

Джон Карпентер: лучшие фильмы «крестного отца» страшного кино-22

Фото: imdb.com

Джон Карпентер: лучшие фильмы «крестного отца» страшного кино-24

Фото: imdb.com

Нетипичный для Карпентера, но заслуживающий пристального внимания фантастический фильм, который на самом деле является трогательной мелодрамой. На территории США терпит крушение космический корабль. Единственный выживший пришелец пробирается в дом молодой вдовы Джинни и принимает облик ее трагически погибшего мужа. За три дня инопланетянину нужно добраться до определенного места, с которого он сможет вернуться на родную планету. Он похищает Джинни, требует отвести его в это место, но за проведенное вместе время между земной женщиной и инопланетным существом возникает связь... «Человек со звезды» ценен, в первую очередь, игрой Джеффа Бриджеса. Актер потрясающе изображает пришельца в теле человека и делает убедительной не только фантастическую, но и романтическую линию фильма. Эта роль принесла Бриджесу редкую для жанра номинацию на «Оскар».

«Большой переполох в маленьком Китае» (1986)

Джон Карпентер: лучшие фильмы «крестного отца» страшного кино-27

Фото: imdb.com

Джон Карпентер: лучшие фильмы «крестного отца» страшного кино-29

Фото: imdb.com

Абсурдный в своей задумке фильм, который в год выхода с треском провалился в прокате, но со временем приобрел культовый статус. Главный герой картины Джек (снова замечательный Курт Рассел) соглашается помочь другу спасти его невесту из рук китайского колдуна, обитающего в самом сердце Чайна-тауна в Сан-Франциско. С момента попадания персонажей в китайский квартал фильм превращается в безумный фейерверк, смешивающий в себе все виды азиатских боевиков, американских вестернов и самых отвязных комедий. Карпентер всеми способами издевается над своими персонажами (при всей своей крутости, Джек ни разу не Джеймс Бонд). В наше время от «Большого переполоха» можно получить мало с чем сравнимое удовольствие – сейчас он воспринимается не только как фантастический боевик на срыве стереотипов, но и как ностальгия по 80-м.