Джон Карпентер: лучшие фильмы «крестного отца» страшного кино
Стивена Кинга принято считать королем ужасов, но его «власть» распространяется только на литературу. Несмотря на огромное количество экранизаций, в кинематографе Кинг вынужден уступить свою корону Джону Карпентеру. Этого режиссера можно без преувеличения назвать лучшим хоррор-постановщиком в истории кино. Ни у кого другого нет такого количества фильмов, оставивших свой след не только в жанре ужасов, но и в фантастике, и в криминальных триллерах, и в приключенческих фильмах. Карпентер в одиночку разработал схему современного хоррора, которой сейчас следуют режиссеры по всему миру, он придумал свой собственный способ нагнетания напряжения, а его широкоугольная манера съемки научила зрителей воспринимать кино по-новому.
«Монстры – это мы. Глубоко внутри у нас сохранилась часть мозга рептилии, которая убивает, но ей всё равно».
16 января Джону Карпентеру исполняется 70 лет. Пик его карьеры пришелся на 80-ые, когда он один за другим снял несколько безоговорочных шедевров. Сейчас режиссер практически отошел от дел. Последний его фильм вышел в 2010 году, но ему далеко до тех картин, которые сделали Карпентера знаменитым. Несмотря на некоторые неудачи, он все равно всегда будет тем, кто изменил жанровое кино, предал ему новое звучание и заставил нас по-настоящему бояться. В честь юбилея мастера ужасов мы предлагаем вспомнить его лучшие фильмы.
Джон Карпентер и Курт Рассел. Фото: Variety
«Хэллоуин» (1978)
Легендарный фильм ужасов, породивший серию продолжений и десятки подражателей, с переменным успехом все еще пытающихся повторить картину Карпентера. Совершенно простую историю о сбежавшем из психиатрической клиники маньяке, который открывает охоту на подростков, режиссер смог сделать напряженным и пугающим фильмом, который даже спустя сорок лет может поразить новых зрителей. Благодаря «Хэллоуину» появились такие популярные хоррор-клише как «королева крика», «последняя девушка», «убийца в маске», фильм сделал популярной актрису Джейми Ли Кёртис, а маньяк Майкл Майерс стал одним из самых узнаваемых образов поп-культуры. А еще это один из самых прибыльных фильмов в истории – при бюджете в $325 тысяч «Хэллоуин» смог заработать более $60 миллионов.
Читайте про другие самые прибыльные фильмы здесь.
«Побег из Нью-Йорка» (1981)
Совершенно безумный триллер, которым до сих пор вдохновляются многие разработчики компьютерных игр. Действие картины происходит в 1997 году во время Третьей мировой войны. Главному герою, бывшему спецназовцу, а сейчас закоренелому преступнику, поручают проникнуть в закрытый город-тюрьму и спасти президента США. При этом у героя есть всего 22 часа, по истечению которых микрокапсула в его мозгу взорвется и убьет носителя. «Побег из Нью-Йорка» снят на безумных скоростях, а во время просмотра сложно даже перевести дух. Это не лучший фильм Карпентера, но его влияние трудно переоценить, а еще картина сделала звездой великолепного Курта Рассела – за такое ей можно простить мелкие огрехи.
«Нечто» (1982)
Вершина творчества Карпентера и, возможно, лучший фантастический фильм в истории. Совершенная в своем воплощении картина, после которой хочется самому идти снимать кино. В фильме совершенно невероятная операторская работа, непостижимые для начала 80-ых спецэффекты, а музыка Эннио Морриконе так искусно нагнетает напряжение, что нервы сдают даже у самых закаленных зрителей. Незамысловатая история о группе полярников, нашедших в Антарктиде замерзшего пришельца, умеющего имитировать любое живое существо, стала образцом не только фантастического, но и психологического триллера. Игра в кошки-мышки при минусовых температурах никогда не была такой захватывающей, а Курт Рассел в главной роли демонстрирует недосягаемую актерскую игру в этом жанре.
Другие отличные фильмы с музыкой Эннио Морриконе.
«Человек со звезды» (1984)
Нетипичный для Карпентера, но заслуживающий пристального внимания фантастический фильм, который на самом деле является трогательной мелодрамой. На территории США терпит крушение космический корабль. Единственный выживший пришелец пробирается в дом молодой вдовы Джинни и принимает облик ее трагически погибшего мужа. За три дня инопланетянину нужно добраться до определенного места, с которого он сможет вернуться на родную планету. Он похищает Джинни, требует отвести его в это место, но за проведенное вместе время между земной женщиной и инопланетным существом возникает связь... «Человек со звезды» ценен, в первую очередь, игрой Джеффа Бриджеса. Актер потрясающе изображает пришельца в теле человека и делает убедительной не только фантастическую, но и романтическую линию фильма. Эта роль принесла Бриджесу редкую для жанра номинацию на «Оскар».
«Большой переполох в маленьком Китае» (1986)
Абсурдный в своей задумке фильм, который в год выхода с треском провалился в прокате, но со временем приобрел культовый статус. Главный герой картины Джек (снова замечательный Курт Рассел) соглашается помочь другу спасти его невесту из рук китайского колдуна, обитающего в самом сердце Чайна-тауна в Сан-Франциско. С момента попадания персонажей в китайский квартал фильм превращается в безумный фейерверк, смешивающий в себе все виды азиатских боевиков, американских вестернов и самых отвязных комедий. Карпентер всеми способами издевается над своими персонажами (при всей своей крутости, Джек ни разу не Джеймс Бонд). В наше время от «Большого переполоха» можно получить мало с чем сравнимое удовольствие – сейчас он воспринимается не только как фантастический боевик на срыве стереотипов, но и как ностальгия по 80-м.