Ректор витебского вуза: «Женщина состоялась та, которая понимает, что её основное назначение – это творить мир»
Новости Беларуси. О мотивации для студентов и современных подходах в образовании. Героиня нового выпуска проекта «Белорусская SUPER Женщина» – Валентина Богатырева, ректор Витебского государственного университета, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ. В 2021 году один из ведущих вузов страны отмечает 110-летие. Валентина Васильевна стала первой в истории вуза женщиной-руководителем. С ее подачи в ВГУ появилось университетское телевидение и началась подготовка IT-медиков.
Как ректор успевает не только заниматься наукой и преподавать, но и ездить в турслеты со студентами?
«Студенты – самые главные люди в университете»
Валентина Богатырева, ректор Витебского государственного университета им. П. М. Машерова:
Мое согласование главой государства состоялось 30 января 2020 года – в день рождения моего папы. Это, наверное, было вдвойне знаковым событием и приятным подарком для моих родителей. Одновременно с подарком, конечно, мы все понимали, что это большая ответственность. Потому что университет, наш Витебский государственный университет имени Петра Мироновича Машерова – большая организация. Предстоит огромная работа.
Но я не была новичком для этого коллектива, поэтому одновременно с понятием приобретения груза ответственности мне был понятен путь развития. Потому что во многом за предыдущие годы я принимала непосредственное участие в формировании стратегии для университета. Коллектив был для меня понятен, для меня было очень важно, что за время работы в ректорате люди меня приняли. И было очень отрадно, что сложились очень теплые взаимоотношения со студентами. А ведь студенты – самые главные люди в университете. Поэтому, конечно, было чувство волнения, радости, чувство предстоящей работы и груз ответственности – вот такой микс.
«Как папа, мне быть не хотелось, потому что папа у меня технарь»
Валентина Богатырева:
В детстве мне хотелось быть и преподавателем литературы, потому что у меня был замечательный педагог по русской литературе. Мне хотелось быть экономистом, потому что у меня мама работает в этой сфере. Как папа, мне быть не хотелось, потому что папа у меня технарь. В целом, могу сказать, почему волей судьбы. Потому что, когда я была студенткой Полоцкого государственного университета, на последнем курсе меня пригласили для разговора о том, что, может быть, остаться в университете. И тогда было принято решение, что, конечно, да.
Я понимала четко, что работа ректора – это, конечно же, хозяйственная деятельность, это финансовая деятельность. Но для меня было очень важно, чтобы эта работа приносила бы пользу для людей. Просто как для людей, для социума и прежде всего для наших студентов.
«Я исключительно всегда искренне радуюсь достижениям наших детей»
Валентина Богатырева:
Для студента ректор – это, как правило, кто-то недосягаемый. Мне хотелось сломать этот стереотип. Как бы это ни звучало, насколько это ни было бы каким-то пафосным и несоответствующим столь высокому положению в обществе, как ректор, но я считаю, что прежде всего это человек, который способен жить мыслями коллектива. И, наверное, быть прежде всего таким знаковым человеком для студенчества. А знаковый человек – это тот, который может поучаствовать в судьбе, воспринять чужую ситуацию. И самое главное – вместе радоваться. Я исключительно всегда искренне радуюсь достижениям наших детей.
«Фундамент нашего университета – это учительская профессия, и мы его будем развивать»
Валентина Богатырева:
Мир будет развиваться, но всегда останется тот, кого будут слушать, внимать. И последние годы нам показали, насколько сложна профессия учителя. Родители на себе ощутили, общаясь со своим ребенком и пытаясь ему разъяснить какие-то вещи из школьной программы и так далее, в период ковидный, когда перешли на онлайн. И очень многие поняли лично, что такое быть учителем, насколько это сложно, кто такой выпускник. Если говорить о педагоге, это прежде всего человек, который понимает, что он несет ответственность за будущее своей страны. Скажете, пафосно? Нет. Учитель – это человек, который рассмотрит в аудитории личность, который не будет бояться тех, кто задает вопросы, а будет поощрять таких детей.
Валентина Богатырева:
Потому что из любознательных, ищущих вырастают те, кто потом способен растить таких же, своим личным примером показывать, что значит уважать, ценить, оберегать. И я сейчас говорю не только об опыте семьи. Я говорю об опыте города, региона, государства, мира. Поэтому фундамент нашего университета – это учительская профессия, и мы его будем развивать. Я вижу в этом главную задачу. И наши выпускники – и педагогических профильных специальностей, и непедагогических профилей – прежде всего должны быть людьми, способными сделать все то, о чем я говорила: ценить, уважать и прирастать лучше.
Все наши площадки – туристические слеты, и болота, и какие-то стадионы, и наш актовый зал, когда мы смотрим фильмы, обсуждаем, и наши субботники совместные – это возможность с ними дружить и общаться вне аудитории. Так, чтобы они почувствовали, что то, о чем мы с ними говорим, и в аудитории в том числе, это правда. Для меня это тоже большая радость – общаться с ребятами. И я благодарна им за те моменты удовольствия, которые они доставляют своим общением со мной.
Что отличает всех белорусок – мы хотим мира
Валентина Богатырева:
Валентина Васильевна в университете и дома – это разные люди. Но я свою работу не оставляю никогда. Вот эта приставка к супер-женщине «белорусская» – это то, что, наверное, отличает всех белорусок. Мы хотим мира, мы говорим об этом везде – и за кухонным столом, и за столом деловых переговоров. О чем бы мы ни говорили, мы хотим созидать, сделать что-то такое, что станет преградой для нападок, для распрей. Я убеждена в том, что женщина состоялась та, которая понимает, что ее основное назначение – это творить мир. На наноуровне – это в своей семье. На микроуровне – это в коллективе, где она работает. На мезоуровне – это уровень города и региона. Ну, конечно же, в целом, если у нее есть на то возможность.