В 2011 белорусские ученые вырастили редчайший камень.
Об этом рассказали в одной из серий документального цикла «Я шагаю по стране».
В 2011 белорусские ученые вырастили редчайший камень.
Об этом рассказали в одной из серий документального цикла «Я шагаю по стране».
Владимир Меркулов:
Наши сотрудники, конечно же, все свои технологии держат в секрете. Более того, они даже не хотят их патентовать так же, как и другие зарубежные фирмы. Они считают, что патентование ведет к раскрытию содержания технологии.
Красный изумруд в природе встречается только на западе Соединенных Штатов, а в мире всего десяток стран, которые производят синтетические изумруды. В том числе и Беларусь.
Эти изумруды соответствуют и мировым стандартам моды. Вице-мисс Интерконтиненталь-2009 получила в награду колье из белорусских изумрудов. Но до того, как выйти на большую сцену, наши специалисты прошли большой путь. Еще в середине 80-х в Лиде создали оптический завод, который был оснащен на то время самыми передовыми технологиями. Но с развалом Союза исчезли и технологии, и заказы, и кадры. Возрождать драгоценную отрасль начали уже в суверенной Беларуси.
Валерий Федосюк:
Мы работаем практически со всеми отечественными предприятиями профильного плана. За рубежом это Россия, Китай, страны Балтии, Польша, Иран – география достаточно широкая.
Ольга Коршун, корреспондент:
Этот красный берилл (или, как его еще называют, красный изумруд) редчайший камень на земле, по национальности белорус. Впервые наши ученые вырастили его семь лет назад. Этот камень по структуре идеален: он не имеет каких-то видимых дефектов, ни сколов, ни трещинок. В природе такое встречается очень редко, а вот белорусские ученые в лаборатории могут выращивать сотни карат.
А этот изумруд уже не для продажи. Это один из самых больших драгоценных камней, выращенных белорусскими учеными. Его вес 120 карат. Рос рекордсмен всего несколько месяцев.
Сегодня в республике выращивают около 6 миллионов карат в год.
В Институте физики НАН белорусским кристаллам нашли практическое применение. У драгоценных камней особые способности к оптическому рассеянию, благодаря этому лазерными лучами можно эффективно манипулировать. В Институте физике занимаются производством лазеров уже давно. В деле, которое требует ювелирной точности, белорусы преуспели.
Николай Казак:
Вот, например, на сайте индийского Министерства обороны прочли, что там создали две лазерные системы. И написано, что лазеры, которые используются для этих систем, разработаны вместе с Институтом физики Академии наук Беларуси. Это, конечно, вызывает определенную гордость.