В ночь с 12 на 13 июля 1941 года батарею подняли по тревоге и направили к железнодорожной станции Орша. На подступах к райцентру вели тяжелые оборонительные бои части 73-й стрелковой дивизии. Следующей ночью немцы город взяли.
В ночь с 12 на 13 июля 1941 года батарею подняли по тревоге и направили к железнодорожной станции Орша. На подступах к райцентру вели тяжелые оборонительные бои части 73-й стрелковой дивизии. Следующей ночью немцы город взяли.
Вероника Гришкова, корреспондент:
Станция Орша – крупнейший железнодорожный узел Беларуси. Именно здесь пересекаются два европейских транспортных коридора. Эта станция и сегодня одно из важнейших звеньев железнодорожной сети Беларуси, так называемые Восточные ворота.
В далеком 41-м сразу после захвата города сюда стали прибывать вражеские эшелоны с военной техникой, горючим и боеприпасами. Немцы готовились брать Смоленск. Напрасно.
Анна Сосновская, старший научный сотрудник мемориального музея Героя Советского Союза К. Заслонова (Орша, Беларусь):
К 40-м годам XX века Оршанский железнодорожный узел являлся крупнейшим железнодорожным узлом на Западной железной дороге и имел очень важное стратегическое значение. Поэтому Орша буквально со второго дня войны подвергалась непрерывным бомбардировкам.
3 июля 1941 года после радиовыступления Иосифа Сталина произошел митинг, на котором Заслонов предложил эвакуировать оборудование депо, чтобы ни один станок, ни один винтик, ни один паровоз не достался в руки фашистам.
Сам Заслонов уезжает из города на последнем эшелоне в ночь на 13 июля 1941-го. На следующий день под Оршей происходит такое важное событие, вошедшее в историю мирового вооружения.
В планы гитлеровской армии вмешалась та самая секретная батарея Ивана Флёрова. 14 июля 1941 года ровно в 15 часов 15 минут под Оршей состоялось рождение легенды. Из лощины неподалеку донесся рев и скрежет, а на немецкие части обрушился огненный смерч.
Из дневниковых записей начальника Генерального штаба сухопутных войск вермахта в 1938-1942 годах Франца Гальдера:
14 июля под Оршей русские применили неизвестное до этого времени оружие. Огненный шквал снарядов сжег железнодорожную станцию Орша, все эшелоны с личным составом и боевой техникой приехавших военных частей. Плавился металл, горела земля.
Станислав Ионис, заместитель председателя Совета ветеранов завода имени Коминтерна (Воронеж, Россия):
Когда «катюша» вышла на первый рубеж, когда нанесли удар свой первый, естественно, немцы этого не ожидали и не знали, что и откуда летит на них. Самые первые снаряды нанесли большой ущерб противнику, где потеряли много и техники, и топливо там горело, взорвалось, и людей там погибло много.
После залпа им надо было очень быстро уходить в другое место, сниматься с этого места, чтобы не был нанесен удар по ним.
О легендарной «катюше» рассказали в фильме «Битва под Оршей: рождение легенды».