Дети смогут научиться делать роботов за год. Сколько инженерных инновационных классов появится в Беларуси?
Новый учебный год – новые возможности. И здесь ребенку важно понять, чего же он на самом деле хочет: изучать звезды, проектировать дома или программировать роботов. Если есть цель, найдутся способы ее реализации. Если ваш ребенок мечтает стать гением IT-отрасли, следующая информация для вас. 150 инженерных классов заработают в школах Беларуси в новом учебном году. Проект нацелен на обучение нового поколения инженеров, способных работать с передовыми IT-решениями и изобретать новое. Поговорим об этом с гостей программы «Новое утро» на РТР-Беларусь Сергеем Балбуцким, представителем компании – производителя образовательной робототехники на базе Open Source в Беларуси.
Александр Меженный, ведущий:
Позвольте уточнить. Вы не трудовик? Не тот человек, который должен трудовика заменить. Вы представитель компании, которая обеспечит школы робототехникой, технологиями, которые позволят нашим детям шагнуть в будущее с уверенностью?
Сергей Балбуцкий, представитель компании – производителя образовательной робототехники:
Да, я являюсь директором компании обучения инновации. Мы сейчас совместно с Министерством образования оснастили 150 инженерных инновационных классов оборудованием. Разрабатываем методические материалы и, естественно, даем свой софт.
Александр Меженный:
Раньше мы приходили на уроки труда. Это будет в формате уроков труда?
Дети будут создавать «органы», тело робота и научат его мыслить
Сергей Балбуцкий:
Это будет факультатив по информатике либо кружок по робототехнике.
Александр Меженный:
То есть раньше мы приходили на уроки труда и учились держать в руках молоток, собирали скамейки, скворечники и таким образом приобщались к труду. В данном случае наши дети смогут выучить, каким образом куда что припаять или они чему-то другому обучаются?
Сергей Балбуцкий:
Нужно обратиться к понятиям. Что такое робот в самом примитивном определении? Робот – это автоматизированное устройство, предназначенное для выполнения тех или иных механических операций, которое работает по определенному алгоритму либо программе. Начальная робототехника стоит на трех китах. Это схемотехника – нервная система, органы чувств робота – различные микросхемы, провода, по которым движется ток, который заставляет работать органы.
Александр Меженный:
То есть учим детей паять эти микросхемы.
Сергей Балбуцкий:
Ну, не паять. У нас беспаечные макетные платы. Мы делаем нервную систему, органы чувств робота. Дальше это 3D-печать и прототипирование. То есть мы должны создать тело робота. Это корпус, мышцы. На примере робота это хорошо видно. Это делали дети. На уроке по 3D они начертили корпус, распечатали его, на уроке схемотехники собрали принципиальные схемы, используя процессоры, диоды, резисторы, транзисторы и так далее. И урок программирования. То есть они придали ему мысли. Запрограммировали процессор на определенный алгоритм. Робот уже может выполнять какую-то работу.
Александр Меженный:
За сколько времени они это создали?
Сергей Балбуцкий:
Мы же говорим о постепенной работе. Сначала они играются с технологиями, изучают, из чего он состоит. Потом они могут повторить эту технологию и создать свое. На это уйдет год-два.
Александр Меженный:
Через год учитель уезжает на собственном электромобиле.
Александра Каштанова, ведущая:
А через много лет из будущего прилетает Арнольд Шварценеггер.
Сергей Балбуцкий:
Думаю, это перспектива ближайших 10 лет.
Александра Каштанова:
Расскажите про классы, которые вы оборудуете. Что они из себя представляют?
«Набор схемотехники – это то, что есть в каждом инженерном классе»
Сергей Балбуцкий:
На базе средних школ это кабинет информатики. Мы поставили туда оборудование. Это робототехнические платформы, в каждом инженерном классе таких семь. Это колесная платформа с различными датчиками и сенсорами. Здесь дети учатся основам робототехники: управление роботом, пишут простые программы, начиная от визуальных до С-подобных программ. Следующее направление – это роболаборатория. Это модуль умного дома. Здесь тоже есть различные сенсоры и датчики. С помощью этого устройства можно делать свои умные теплицы и так далее. Набор схемотехники – это то, что есть в каждом инженерном классе. Это беспаечная макетная плата с микроконтроллером, на которых они собирают какие-то свои схемы простейшего устройства. И 3D-принтер.
Александр Меженный:
В 2019 году уже были созданы первые классы в стране. Может быть, есть информация, как они себя показали?
«Инновационные классы появятся в каждом городе Беларуси. У нас 118 городов, будет 150 классов»
Сергей Балбуцкий:
Это мои классы, их 20. Что можно говорить о результатах? В первую очередь это наши конкурсы технического творчества, конкурсы программирования. В 2021 году дети из Беларуси заняли второе общекомандное место на международном финале олимпиады по креативному программированию среди детей. Среди 23 стран мы заняли 10 призовых мест и второе общекомандное.
Александр Меженный:
Это был тактический ход, чтобы усыпить бдительность ближайших конкурентов.
Сергей Балбуцкий:
Да. В этом году 24 сентября будет следующий финал. У нас уже квота – 96 человек будут участвовать от Беларуси. Посмотрим уже в ближайшее время результат. Это конкурсы «Техноинтеллект», «Робо-фест», конкурс «Поколение новаторов», где наши дети тоже показывают достойные проекты.
Александра Каштанова:
Такие амбициозные планы требуют и особенной подготовки у учителей. Готовы ли сейчас кадры?
Сергей Балбуцкий:
У нас есть огромный опыт. Это 10-летний опыт подготовки педагогов. Мы знаем, как учить, кого учить, сколько учить. Мы сейчас совместно с Академией последипломного образования и Белорусским государственным педагогическим университетом разрабатываем программу подготовки педагогов. Это будет программа на 72 часа очной работы в университете или академии, по итогам которой преподаватели получат свидетельство о повышении квалификации и смогут работать в этих инженерных инновационных классах по всей Беларуси. Главное – то, что мы перед собой ставим основную задачу массово показать детям технологии, раннюю профориентацию обеспечить, что и дают наши инновационные классы. И хотелось бы добавить, что такие инженерные инновационные классы появятся в каждом городе Беларуси. У нас 118 городов, будет 150 классов. Примечательно то, что у нас есть представительство в таких технически развитых странах, как Япония, Южная Корея, Китай и Финляндия. Там дети учатся на том же оборудовании, по тем же методичкам, что и дети из наших даже районных, маленьких городов.