Детей бросали в могилу к мёртвым матерям ещё живыми. Как фашисты уничтожали евреев недалеко от Минска?
Новости Беларуси. Уже говорилось, и не раз, какую колоссальную работу проделывают в наши дни поисковые отряды. Благодаря их самоотверженному труду за последние годы удалось установить имена тысяч бойцов, которые считались пропавшими без вести, а также предать земле останки мирных жителей, замученных фашистскими оккупантами. В то время как в Европе продолжают сносить памятники советским солдатам, в нашей стране возводят новые мемориалы. Один из таких 30 августа открыли в Логойском районе, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.
Все подробности в репортаже Вероники Кудринецкой.
Вероника Кудринецкая, корреспондент:
Церемония перезахоронения проходит недалеко от Логойска, в урочище Ивановщина. Здесь в августе 1941 года немецкие оккупанты уничтожили около 1 500 евреев. Почти половина из них – женщины и дети.
Останки поисковики 52-го специализированного батальона находили в течение года. А сегодня смогли перезахоронить со всеми почестями. Скорбный строй из 16 гробов – это мощи далеко не всех замученных. 81 год назад 28 августа евреев из Логойска и местечка Гайна пригнали к подножию холма и приказали выкопать ров, а потом отпустили по домам. Люди посчитали, что рыли окопы. Утром 30 числа этот окоп стал их общей могилой.
Светлана Гамезо, директор Логойского историко-краеведческого музея:
Некоторым удалось спастись. Среди людей был парикмахер. Это со слов выживших Наума и Якова Косовских, которые установили здесь памятный знак, плиту немного выше этого места. Парикмахер – их дядька. И он, когда понял, что будет происходить, что всех расстреляют, крикнул: «Дети, спасайтесь!» И полоснул полицаю по горлу опасной бритвой, у него была с собой. Все бросились врассыпную. Паслось стадо коров. Дети и женщины стали прятаться за коров, таким образом им удалось спастись. Но, к сожалению, в основном отловили спасшихся людей, их расстреляли немножко позже.
Свидетелей казней в живых не осталось, но современная экспертиза позволила установить: жертвам стреляли в затылок, убивали прикладами, штыками. Детей бросали в могилу к мертвым матерям еще живыми. Палачи старались, чтобы каждая новая жертва падала на предыдущую. Все для того, чтобы не утруждать себя закапыванием.
Александр Павлюкович, краевед:
День был очень жаркий. После всего этого убийства прошел сильнейший ливень. Подземные воды подхватили все, что здесь было. Кровь попала в подземные воды. И здесь начинает исток ручей Лапинец. Этот Лапинец впадает в реку Гайна, которая течет в Логойске. Так вот местные жители, которые проживали на соседних улицах, видели в тот день, что ручей был кровавый.
В такие моменты мы, живые, снова и снова оглядываемся на события тех страшных лет и понимаем, какие ужасы пришлось пережить сразу нескольким поколениям. Этот участок местные жители называют Еврейской горой. Здесь буквально каждая пядь земли, говорят поисковики, нашпигована костями, гранатами, фрагментами взрывных устройств, изрешеченными пулями, личными вещами. За год батальон собрал целый арсенал. Немецкие снаряды и гильзы от стрелкового оружия, но главные находки, ради которых здесь на протяжении года трудились бойцы, – останки жертв.
Сергей Мырза, командир первой специализированной поисковой роты Министерства обороны Беларуси:
Сложность заключалась в том, что грунт, который здесь присутствовал, каменистый и глубина захоронения была более метра. Соответственно, приходилось немножко врезаться в землю и довольно сложно было извлекать костные останки, которые были здесь обнаружены.
Помимо мирных жителей на Еврейской горе уничтожали и военнопленных. Об этом свидетельствуют два найденных солдатских медальона. К сожалению, без вкладышей, поэтому установить имена погибших не удалось.
«Сможем отстоять свою страну». Под Минском перезахоронили останки более тысячи жертв фашизма – подробности.
Каждое из перезахоронений документируется. Все это факты военных преступлений против мирного населения. Материалы прокуроры и следователи намерены представить мировому сообществу. Все для того, чтобы виновники этой трагедии не смогли избежать наказания. И пока в Европе продолжают сносить памятники советским солдатам, да и в целом старательно стирают само понятие Великой Отечественной войны, ее там называют исключительно Второй мировой, память, которую хранят семьи погибших белорусов, стереть невозможно.