Андрей Лазуткин: для США коррупция – это инструмент контроля за руководством Прибалтики

Новости Беларуси. За режимом соблюдения санкций против Беларуси и России отвечают структурные подразделения Госдепартамента США – это так называемое Бюро санкционной политики и Бюро разведки и исследований. Обе структуры проводят оценку эффективности санкций и анализируют пути их обхода, в том числе странами Евросоюза. Однако результаты контроля должны сильно удивить американских специалистов. Потому что именно Прибалтика, которая называет себя главным союзником США в Европе, одновременно является и основным оператором серых транзитных схем.  

Подробности у Андрея Лазуткина. Рубрика «Занимательная политология» в программе Новости «24 часа» на СТВ.  

Андрей Лазуткин: для США коррупция – это инструмент контроля за руководством Прибалтики-1

Андрей Лазуткин, политолог:  
Сразу после введения санкций на российские нефтепродукты появились так называемые балтийские смеси. Оказалось, что, если танкер выходит в море и 49 % содержимого (то есть меньше половины) – российская нефть, то такая нефть уже считается не российской, а «смесью». Эту смесь можно еще раз разбавить с российской пополам, и по факту нефти из РФ будет уже 75 %. А потом еще и еще, доводя объем российских нефтепродуктов почти до 100 %.  

Причем все эти операции можно делать только на бумаге, а танкер сразу заправлять российским горючим. Как проверить содержимое? А никак, нефть на вид неотличима, придется верить документам. По таким схемам российскую нефть сегодня покупает, например, британская Shell. Хитрость в том, что каждая компания может сама определять, какое сырье считать российским, при этом формально соблюдая санкции. Меняются только условия контракта, где указывают новый предмет договора, как бы не связанный с РФ.  

Ничего нового здесь нет. Ранее нефтяное эмбарго вводили против Ирана и Венесуэлы, и там тоже начали делать смеси. Они получили название сингапурских и малайзийских, в зависимости от нефтеналивных терминалов, где их продавали. Но так было раньше, а сегодня Китай и Индия вполне открыто закупают нефть у этих стран, а Иран даже увеличил добычу на 30 %.  

Андрей Лазуткин: для США коррупция – это инструмент контроля за руководством Прибалтики-4

Андрей Лазуткин:  
Нефть продавал даже ИГИЛ, несмотря на американские санкции. Конечно, объемы там были другие, возили бензовозами и перекупали не напрямую, а через посредников. Но суть от этого не менялась. И экспорт из ИГИЛ достигал 800 миллионов долларов в год, пока против группировки не начали российскую операцию.  

Так вот, через американских посредников нефть сначала якобы продавали в Ирак, по документам она становилась иракской, и потом ее везли в морские порты. Все понимали происхождение нефти, потому что она была в два-три раза дешевле рыночной. Но дальше ее смешивали со своей и перепродавали уже по рыночной цене. Прибыль получалась 200-300 % с каждого купленного у ИГИЛ объема.  

Самое забавное, что и тогда, и сейчас с экспортом нефти боролись США, то есть они обеспечивали в регионе контроль за соблюдением своих санкций. Но нарушали санкции их же союзники – тогда это был Ирак и Турция, в случае с Венесуэлой – Сингапур, а сегодня Литва и Латвия, которые разбавляют российскую нефть в портах Клайпеда и Вентспилс.  

Андрей Лазуткин: для США коррупция – это инструмент контроля за руководством Прибалтики-7

Андрей Лазуткин:  
Понимают ли это в США? Скорее всего, да. Но зачем бороться с коррупцией у своих союзников? Коррупция – это хорошо, это инструмент контроля за руководством той же Прибалтики. Штаты обеспечивают им небольшой теневой доход, а взамен получают полную лояльность. А мы потом удивляемся, как это Литва признала Тайвань и разрывает дипотношения с КНР. А это результат внешнего управления, когда на руководство Литвы есть такой сильный крючок, который опускает вроде бы независимую страну до уровня цепной собаки.  

Не менее интересна ситуация и с грузоперевозками в Прибалтике. Как вы помните, Литва была первой, кто требовал наложить санкции на белорусских, а потом и на российских перевозчиков. Это конкуренты литовцев, потому что все мы работаем в одном регионе и обслуживаем европейский транзит. Но как это подавалось – теперь Россия останется без европейских товаров, будет транспортная блокада и наступит Каменный век. А на практике рынок просто подмяли литовские перевозчики, и теперь они возят вместо нас и русских.  

Вы спросите, а как же санкции? Ну так сами ввели, и сами придумали схемы для обхода. К примеру, есть так называемая продажа в пути. Фура выезжает из Западной Европы с товаром, проданным, например, в Казахстан. Далее фура заезжает в Прибалтику, где груз по документам перепродают из Казахстана в Россию, то есть по бумагам это уже как бы не европейский товар, а просто его везут литовцы через европейскую границу.  

Андрей Лазуткин: для США коррупция – это инструмент контроля за руководством Прибалтики-10

Андрей Лазуткин:  
Второй вариант – это «ложный транзит», когда маршрут фуры строят через территорию России, и когда она туда заезжает, груз перепродают покупателю в РФ. Получается, везут как бы из России в Россию. Возможно, правительство Литвы пыталось ввести ограничения по транзиту в Калининград в том числе по этим причинам, но получилось все как обычно.  

Кроме того, белорусские и российские фуры регистрируют в других странах ЕАЭС, и тогда они вообще не попадают под ограничения либо товары возят через Грузию и Армению, хотя там тоже есть риски. Самый короткий маршрут – все равно через Прибалтику, поэтому литовские посредники начали требовать уже не плату за перевозку, а процент от стоимости груза – это откат за их услуги и «крышу» на литовской таможне.  

А теперь вопрос, кому в этом случае санкции выгодны? Теряет и поставщик товара, и покупатель – у них появляются риски и растет цена за перевозку. А Прибалтика выигрывает, продавая воздух – они просто берут долю за посредничество. И неважно, речь о российской нефти, которую смешивают на бумаге, или о литовских грузоперевозках с продажей в пути. И получается, санкции им выгодны, поэтому они постоянно требуют все новые пакеты, которые не нравятся даже Западной Европе.  

Андрей Лазуткин: для США коррупция – это инструмент контроля за руководством Прибалтики-13

Андрей Лазуткин:  
А как только появляются ограничения, тут же появляется и теневой сектор, который предлагает решить проблему. Нельзя просто так порубить экономические цепочки, как того хотят американцы. Обе стороны сразу начинают искать варианты, и понятно, что это касается не только мелких сделок, но и крупных, как было, например, с турбиной Siemens для Северного потока. Как можно догадаться, именно поэтому сегодня часть сделок в российской и в нашей экономике засекречивается, чтобы не облегчать американцам задачу.  

А между тем, против нас работают не какие-то гражданские структуры, а финансовая разведка, которая выявляет контрагентов для белорусских и российских товаров. После ввода санкций проводится оценка их эффективности и спецслужба анализирует, как санкции обходят и на кого в таком случае можно наложить вторичные санкции – то есть наказать за сотрудничество.  

Но главное во время следствия – не выйти на самих себя. Коррупция в Прибалтике, особенно в портах и на таможне – ни для кого не секрет. А кроме желания прикрыть своих, есть еще и экономические интересы – в мире энергетический кризис, и тем же британцам надо где-то брать дешевую нефть, чтобы перерабатывать. А это тоже вроде как союзник США, поэтому им оставляют лазейку для левых закупок. А вот Западной Европе скидок не делают, и они вынуждены играть по правилам. И немцы, как дурачки, отключают отопление в домах, перестают мыться и переходят на дрова. Пока их младшие партнеры из Восточной Европы типа Литвы зарабатывают на санкциях.  

А с вами был Андрей Лазуткин и выпуск «Занимательной политологии».