Новости Беларуси. Будущее отечественной потребкооперации. Иногда ее называет «народной организацией». Но очевидно, что настал момент, когда Белкоопсоюзу надо основательно задуматься над тем, как выбраться из финансовой ямы, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.
Работа организации давно под жесткой критикой. Новой команде руководителей во главе с Валерией Ивановым предстоит выправить ситуацию. Рентабельность, казалось бы «народной» отрасли, составляет мизерные 0,7%. При том, что рынок Белкоопсоюза — ни много, ни мало — четверть населения Беларуси.
Потребкооперация — это десятая часть всей розничной торговли. Две трети точек организации - сельские магазины. Правда, ассортимент в них сказочно скудный, при явно завышенной отпускной цене. А закупочные цены заготовок у населения некоторые называют неприлично низкими. Неудивительно, что идут к частнику. Он предлагает больше.
Алексей Мартиненок, СТВ:
В этой деревне живет примерно 400 человек. Проезжая по главной улице, мы насчитали 5 продовольственных магазинов, 2 из которых принадлежат Белкоопсоюзу. Оба закрыты. Получается, что в борьбе за покупателя проиграли без боя? Сейчас попробуем выяснить почему...
В частном, работающем магазине, как раз прием товара. Его привозит сам хозяин. В сельмагах есть, кстати, такое понятие как «зимний ассортимент»: например, люди часто спрашивают комбикорм для домашних животных. А вот летом продажи растут. Вот тогда можно увидеть открытым и магазин Белкоопсоюза, который сейчас стоит занесенный снегом буквально через дорогу.
Что мешает торговать государству на селе, пытаемся выяснить у начальника-частника. Но тот уверяет, что помешать может только собственная лень. Иначе его самого здесь бы не было.
Валерий Яцевич, заместитель директора сельского магазина:
Я много сталкивался, беседовал с продавцами сельских магазинов. 1,5 миллиона они получают. Ну кто будет за 1,5 миллиона работать? (В Тальке Белкоопсоюза нет вообще?) За железной дорогой хозяйственный. Он то работает. Возьмут человека на месяц-два. Получит 1,5 миллиона — ушла. Пока найдут второго человека... вот такие дела.
Зимой этот магазин вне конкуренции. Весь рынок емкостью в 400 человек делит только с железнодорожной торговой точкой. Есть в деревне еще одна коммерческая, но тоже закрыта до весны.
В мороз в минус уходит и рентабельность маленького сельского магазина. Проще закрыться и дождаться дачного сезона. Хозяева этой торговой точки делают так уже не один год. Виктор Юрчик вместе с женой открыли свой маленький бизнес в деревне 20 лет назад. Летом этот магазин один из самых популярных у местных жителей.
Виктор Юрчик, заместитель директора сельского магазина:
Тут же все очень просто. Мы живем в деревне и у нас люди простые. Если бы кому-то что-то не нравилось, все местечко об этом бы знало. Никто в карман за словом бы не полез.
Параллельно с инспекцией зимующих прилавков хозяин делится секретами успеха. Со стороны государства не чувствуется конкуренции как таковой: уж очень неповоротливая система, хотя бы в плане доставки продуктов.
Виктор Юрчик, заместитель директора сельского магазина:
Каждый день машина не повозит мелкие грузы по 5 по 6 килограмм колбасы. Привозят только большими партиями. А я могу. Это вот одна из таких позиций мелкого среднего бизнеса. Мобильность.
Народная торговая организация, как еще называют Белкоопсоюз, сейчас действительно в сложных финансовых условиях. Исправить ситуацию должна новая команда руководителей. Валерий Иванов рассказал о планах на будущее: совсем скоро будут открыты 55 крупных торговых объектов и 90 магазинов шаговой доступности. А вопрос мобильных поставок попробуют решить за счет единого оптового оператора. В общем, речь о перспективном количестве денег. О качестве, где-то даже в ущерб финансовым показателям, говорил президент.
Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь:
Перспектива, связанная с магазинами потребкооперации на селе, будет связана с агрогородками: в каждом агрогородке должна быть мощная торговая точка. Красивая, нормальная - не хуже, чем в районных центрах лучший магазин. И несколько останется крупных деревень возле агрогородка в этом сельхозкооперативе, которое создано за счет объединения. Главное, чтобы было эффективно. А еще важнее, что бы было людям хорошо, которых вы обслуживаете. Это главное на сегодня. и даже не рентабельность - 10% или 8%. Пусть будет 8%, но людям чтобы было удобно. Хавтит и 8%. Председседателям облисполкомов мы голову свернем на бок или назад завернем за сельское хозяйство (Мясникович доложит по итогам работы группы) и за торговлю. Вот это их святое! Производите там, создайте эти торговые точки. Назначьте в районах операторами, ответственными, если можно так сказать, за торговлю райпотребсоюзы, не препятствуя созданию частных и государственных магазинов. Но они отвечают за систему и функционирование. И спросите с них. Мы убедились - для частника главное прибыль, чем больше, тем лучше. Если он там малую прибыль получает, а где-то есть больше, он туда не пойдет. Он пойдет туда, где больше получит прибыль, а нам-то людей надо обеспечить. Треть населения! Основа страны - крестьяне.
Потребкооперация в Беларуси — это десятая часть всей торговли в розницу. Две трети магазинов расположены на селе. Многие, как мы сами убедились, заведомо убыточные.
Валерий Иванов, председатель правления белорусского республиканского союза потребительских обществ:
Низкая эффективность Белкоопсоюза является главной проблемой, не позволяющей нам динамично развиваться. Рентабельность составляет всего 0,7%. При этом хотел бы отметить: потребкооперация обслуживает 3,5 миллиона человек нашей страны, обеспечивает работой свыше 80 тысяч человек.
Наладить здесь работу жизненно необходимо. Магазин на селе — настоящий общественный центр. А в некоторых случаях чуть ли не единственная «живая» связь с городом. Социальная ответственность это тоже груз, с которым иногда так трудно выдержать конкуренцию с частными точками и торговыми сетями.
Как пионерский горн к обеду, так и гудок клаксона автолавки приглашает отовариться. Здесь — 2 раза в неделю. На выбор колбасы, мясо, тушенка, хлеб, молоко — все, что нужно. Разве что фрукты и овощи в такой мороз не возят. Хотя, если попросить, например, к юбилею, доставят и в январе.
Маршруты автолавки — исключительно сельские. Останавливается там, где на сельмагах давно покрылся ржавчиной амбарный замок. Здесь, в Валерьянах, магазин закрыли год назад. Все, что надо, теперь покупают с колес.
Ольга Ляльковская, жительница д. Валерьяны:
Все покупаем - и хлеб, и мясные продукты. Ассортимент очень даже неплохой. В город не ездим, хватает.
Магазин на колесах останавливается буквально по требованию. В одной деревне могут быть 3-4 торговые точки. А к этой пенсионерке заезжает прямо во двор. В деревне Гута живет всего человек 12. Магазин закрыли еще при советах. В десятках километров от цивилизации, но дорогу для автолавки все равно чистят. У Валентины Петровны скоро гости. Значит в потребительской корзине угощения.
Как ни странно, и у автолавок есть частные конкуренты. Но в них Валентина Петровна теперь уже не уверена. Пишут, что могут продать некачественный продукт.
Как сделать так, чтобы все было удобно, вовремя и качественно, губернаторы и менеджеры белоруской потребкооперации обсуждали больше 2 часов. Еще одна проблема — исчезновение магазинов шаговой доступности. Насколько все серьезно, можно убедиться на примере столичного микрорайона Лошица. Где уже работает три гипермаркета и строится четвертый. Выбор, это, конечно, хорошо. И многим местным жителям это нравится. Но ведь бывают случаи, когда забежать в маленький магазин куда удобнее, да и быстрее. А их в районе все меньше.
Гипермаркеты строятся в какой-то непонятной погоне за модой, говорит Брестский губернатор. И предлагает еще раз подумать о необходимых масштабах торговли.
Константин Сумар, губернатор Брестской области:
Нам надо вести работу по строительству магазинов пошаговой доступности, они очень экономически эффективные. И, таким образом, мы не будем уменьшать удельный вес торговли потребкооперации. А крупные магазины в области, например, у нас в Бресте, строй не строй - уже туда не слишком побегут.
Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь:
Я уже предупреждал губернаторов и, особенно, мэра Минска: за каждый гипер-, супермаркет ответишь головой, если будут уничтожены магазины шаговой доступности. У нас уже таких сетей достаточно. И надо соблюдать какое-то процентное соотношение, в противном случае мы попадем в такую кабалу к ним, они окажутся неуправляемыми настолько, что мы будем полностью от них зависимыми. Поэтому все должно быть в пропорции. Я еще раз повторяю вам это: там, где надо построить этот магазин - гипер-, супер- - стройте, но где в ущерб.... Совершенно верно, даже не существующие, они необходимы, потому что мы поняли, что маленькие магазинчики эти нужны, без них нельзя. Второе. Ну что там греха таить, я в ближайшее время разберусь: кто в Минске, а, может быть, в областях, стоит за этими супер-, гипермаркетами. У меня такое подозрение, что сюда пришли богатенькие «континенты» из России и «пятые элементы» и так далее. И через наших жуликов и крутых людей-бизнесменов построили эти сети. И мы попадаем в зависимость к чужому дяде. Неизвестно, как они себя на рынке поведут. Но самое главное - кто отсюда имеет выгоду большую.
В целом, задача у Белкоопсоюза сейчас одна: выйти на новый достойный уровень. Оценивая работу этой организации, президент подчеркнул, что пришло время детально разобраться с торговлей. К ней действительно есть вопросы. И у потребителей тоже.
Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь:
Нам надо серьезнейшим образом взяться за торговлю и изучить те процессы, которые происходят в торговле. И насколько это возможно, не во вред, конечно, самой торговли и другим рыночным тенденциям в этой связи, нам надо принимать какие-то решения. Может, это и будет закон. А, может быть, еще после закона и подзаконный акт или до него. Но по торговле: нам надо серьезно ею заняться. Тогда бы решился вопрос с крупными сетями и эти полки-прилавки, и импорт, где выкладывают и дают какие-то скидки за какие-то деньги. То есть мы уже увидели ряд недостатков в сфере торговли. Как в строительстве, создав группу эту, мы выработали некий, вроде бы, приемлемый алгоритм действий. Так или нет? Может быть, нам подойти после сельского хозяйство, коммуналки и к торговле или параллельно изучить этот вопрос. И принять какие-то решения.