Промышленность города стояла на коленях, заводы-гиганты подсчитывали убытки. Помощи ждать неоткуда. Ставку сделали на собственные ресурсы. И не прогадали.
Промышленность города стояла на коленях, заводы-гиганты подсчитывали убытки. Помощи ждать неоткуда. Ставку сделали на собственные ресурсы. И не прогадали.
Вячеслав Данилович, кандидат исторических наук, ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь:
Беларусь являлась в то время сборочным цехом СССР. Наши промышленные гиганты были завязаны очень тесно по экономическим связям на поставки сырья, различного оборудования с другими республиками СССР, прежде всего с Российской Федерацией. И в результате возник социально-экономический кризис, стал быстрыми темпами нарастать, в политической сфере тоже происходили такие пертурбации, сложности. Фактически была разрушена система управления.
Заводы вместе с многотысячными коллективами выстояли. Свыше 65 процентов продукции машиностроения сегодня конкурирует с мировыми монстрами. Минский тракторный обеспечивает работой еще как минимум 150 мелких и средних предприятий внутри страны. Каждый 10-й трактор в мире – с минской пропиской. Когда-то это казалось просто невозможным.
Армен Сардаров, доктор архитектуры, декан архитектурного факультета БНТУ:
Изменилась социально-экономическая система нашей страны, это повлияло на жизнь людей, на культуру, на искусство. И, конечно, мы говорили об архитектуре. Архитектура стала другой.
Другим стал и уклад жизни. И во многом благодаря взятому в те годы курсу. Зеркало эпохи – городская застройка. В Минске все чаще стали появляться высотки. Настоящий город-рекордсмен. Проспект Независимости – самая длинная улица не только в Беларуси, но и в Европе. Его протяженность – около 16 километров. А площадь Независимости занимает более 7 гектаров и входит в число самых больших в Старом Свете. Стройка кипела до самых до окраин.
Армен Сардаров:
Я бы все-таки отметил жилые образования, которые сформировались, которые новые, прекрасные. Я имею в виду застройку проспекта Притыцкого – замечательно, проспекта Дзержинского. Они становятся знаком, символом Минска. Новая жизнь, новый уклад у людей.
Вячеслав Данилович:
Посмотрите, какие здания красивые создаются, реставрируются старые здания, связанные с нашей историей. Посмотрите на Национальную библиотеку Беларуси, очень оригинальный, современный проект, который тоже уже стал брендом нашей столицы. С другой стороны, восстановлена минская Ратуша. И так очень много по нашей стране.
Очереди в продуктовых, талоны и гиперинфляция. Как жил Минск в 90-е – подробнее здесь.