Общественный транспорт Минска существенно преобразился. Сегодня каждое транспортное средство города оборудовали по последнему слову техники. Вместо привычных красных компостеров, которые за срок их службы можно смело назвать легендарными, в атобусах, троллейбусах и трамваях появилась автоматизированная система оплаты и контроля проезда.
Валидатор, электронный компостер, бесконтактная карта – сейчас минчане активно разбираются в замысловатой терминологии. Буквально в следующем месяце начнется не тестовая, а реальная эксплуатация новой системы контроля.
Вадим Смотряев, разработчик автоматизированных систем:
Эта карточка является действительно проездным билетом и для ее проверки в транспортных средствах устанавливаются устройства. Они называются валидаторы. Они осуществляют проверку по записанному тарифу.
Если Вы второй раз приложите карточку, списание средств не произойдет, а отобразится тот тариф, с помощью которого вы его оплатили.
Ознакомиться с валидаторами минчане могут в каждом транспортном средстве города. Первыми примерили на себе электронные новации салоны трамваев.
Для того, чтобы оплатить проезд с помощью валидатора, достаточно поднести к нему смарт-карту. Внешне новый проездной похож на магнитную карточку, которой минчане сегодня активно пользуются в метро. Однако функции бесконтактный проездной билет выполянет иные: всего на нем может размещаться до шести видов проездных билетов.
Воспользоваться новым проездным билетом можно будет не вынимая его из кошельков, карманов и даже сумок.
Бумажные талончики из киосков «Минсктранс» никуда не исчезнут, они лишь координально изменят свой дизайн. Он станет заметно ярче и красочнее. Для гашения одноразовых бумажных билетов наряду с валидаторами в общественном транспорте уже установили электронные компостеры.
Со временем минчане попрощаются с кондукторами, которые в будущем пополнят ряды контролеров.
Вадим Смотряев, разработчик автоматизированный систем:
У каждого контролера существует специальная служебная карточка, на которой напечатаны и персональные данные контролера, и фотография. С помощью этой служебной карточки контролер, входя в транспортное средство, сможет заблокировать систему оплаты.
Планируется, что полностью автоматизированная система оплаты проезда заработает в Минске к чемпионату мира по хоккею.
Воспользоваться новыми проездными билетами возможно будет и в метро. Кроме того, оплатить проезд в минской подземке жители и гости столицы смогут с помощью обычной телефонной СМСки. На некотрых станциях метрополитена уже установили тестовые терминалы, сообщили в программе «Минск и минчане» на СТВ.
Игорь Дадалко, заместитель начальника службы движения КУП «Минский метрополитен»:
В течение января планируется оснастить каждый вестибюль всех станций (это 49 вестибюлей) такими устройствами. В январе будет проведена опытная эксплуатация, дополнительная, в комплексе всех устройств. По результатам будет определен срок, когда эта система будет запущена для пассажиров.
Такие терминалы только на первый взгляд кажутся сложными в использовании. На самом деле достаточно поднести экран телефона с смс-ответом к турникету, как терминал за доли секунды считает оплату проезда. Кстати, прикладывать к сканеру можно любые модели мобильных телефонов. Удобен новый способ оплаты именно в том случае, если в кармане не оказалось наличных денег.
Еще одна новинка от «Минсктранс» – электронные табло на остановках общественного транспорта. Пока таких устройств в городе установлено около пяти: в основном в местах с максимальным пассажиропотоком. На электронном табло минчане могут увидеть номер мершрута и самостоятельно отслеживать, через какой промежуток времени транспортное средство прибудет на остановку.
Работает электронное табло вне зависимости от погодных условий. И надежно защищено от вандалов.
Андрей Поплевко, заместитель генирально директора КУП «Минсктранс»:
В рамках подготовки к чемпионату мира у нас уже определены еще 15 остановочных пунктов, на которых будут они установлены. Всего на данном этапе установятся 20 табло.
Благодаря этим новшествам, жизнь современного минчанина уже в скором будущем станет гораздо комфортнее.