Первый «Славянский базар» состоялся в 1992 году. Рассказываем, что изменилось за 32 года
Строим свою страну сами, своими руками, своим энтузиазмом, своим трудом. В Год мира и созидания СТВ запускает цикл программ «Созидаем вместе». Предлагаем оглянуться вокруг и оценить наши достижения, успехи и победы. Почетные граждане, известные личности малых и больших городов нашей страны через призму собственного опыта проведут телеэкскурс из прошлого в сегодня.
Героем второй серии проекта стал директор Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» Глеб Лапицкий.
Глеб Лапицкий, директор Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске»:
Начало «Славянского базара» и новое время «Славянского базара» очень похожи, потому что тогда распадалась большая страна, было много непонимания и культура как очень пластинчатое искусство, оно не всегда идет по шерсти, иногда – против. Как раз таки на таком резонансном событии и произошел «Славянский базар» как что-то ментальное, что объединяет людей.
Фестиваль 2020-2021 годов – примерно то же самое. Ответ всем проблемам, сложностям. И в очередной раз демонстрация того, что искусство вне того, что происходит. Да, люди искусства – это люди тонкой душевной организации, на них можно воздействовать, но истинное искусство, как и слоган нашего фестиваля «Через искусство к миру и взаимопониманию». Мне кажется, что и тогда, и сейчас это очень важно и нужно.
Фестиваль 1992-го и 2023-го – это два совершенно разных фестиваля. Когда-то это было все в новинку. Сейчас мы идем по такому пути – каждый день отвечать на запрос зрителя. Сейчас очень много телевизионных проектов. Нам надо создать фестиваль, чтобы люди в телеэфире видели то, что они привыкли видеть в телеэфире, люди на сцене увидели то, что на сцене. И в этом сложность фестиваля, в этом его уникальность, что мы не создаем проекты, как некоторые: это телепроект, а это концерт.
Мы создаем комбинированный продукт, поэтому работает большая дирекция, режиссерско-постановочная группа, для которой очень важно сделать современный продукт, который понравится и молодежи, и старшему, и среднему поколению, чтобы и дети для себя что-то нашли. В этом и есть уникальность «Славянского базара».
Глеб Лапицкий:
С 2020 года, мне очень отрадно это отметить, на «Славянском базаре» работает белорусская режиссерско-постановочная группа, белорусская техническая группа. И все, что мы создаем, не только на площадке Летнего амфитеатра, – это все создается белорусскими руками. То есть белорусский художник-сценограф, белорусские мозги – это самое важное в нашей работе. И конечно, мы каждый год привозим какие-то технологии. Это плунжера, подвесы, кинетические лебедки, роторные экраны – все современное, что есть сегодня и может быть применимо к нашему фестивалю. Потому что у нашего фестиваля очень большая специфика.
Мы за неделю проводим такое количество мероприятий, где нет возможности репетировать, делать траки полноценные. Это очень экстремальные условия и для режиссерско-постановочной группы, и для организаторов, потому что ты за девять концертов принимаешь огромное количество людей, артистов. На фестивале каждый год аккредитовывается порядка 5 000 артистических вакансий. Аналога такому нет.
Сейчас фестиваль – это большой туристический кластер, большой бизнес-кластер, на котором проводятся переговоры, экономические форумы. Сейчас идет активная трансляция в интернете. Мы в прошлом году в моменте набрали 10,5 миллионов просмотров. Опять-таки, это позиционирование: посмотрите, как это делается у нас. И это очень большой ответ тем, кто говорит, что у нас здесь все на первобытно-общинном строе. А ведь наша картинка отвечает всем современным требованиям. Главное, что фестиваль за этой картинкой не теряет душу. Люди, которые приезжают сюда, могут это отметить.
Глеб Лапицкий:
Уличная атмосфера, торговые ряды, Город мастеров, фэст уличного искусства «На семи ветрах», сейчас мы еще проводим глобальный проект в рамках Союзного государства – это наш народный open air на Пушкинской площади. Все это настолько насыщает людей. Я согласен с посылом, что человек должен захотеть сюда вернуться. И когда многие говорят, что мы не хотели ехать, но нас сюда пригласили, заставили, я никогда на эту критику не обращаю внимания. Но если человека заставили и он разочаровался, это критика к нам. А если человек после этого приезжает уже по своей воле, это и есть культурная прививка.
Иногда нужно сказать человеку: поедем, посмотрим. Не надо слушать, что «он уже не тот». Приедь и дай свои предложения. Ведь дирекция составляет программу и утверждает ее на оргкомитете не для дирекции, а для людей, которые сидят в амфитеатре, ходят по улицам. На «Славянском базаре» самые главные – зритель и артист. Без дирекции пройдет фестиваль, без каких-то служб, но без этих людей он ни в коем случае не состоится.
Преданные люди всегда остаются преданными своим идеалам. Точно так же артисты и наши творческие сотрудники остаются преданы своему фестивалю, на котором выросло не одно поколение творческих людей. Очень важно, что фестиваль проходит. В этом году на фестивале красной строкой отмечен Год мира и созидания. Это очень тонкие понятия. Если человек по-настоящему творческий, если у него в душе добро, а не корысть, то он обязательно поддержит слоган, и примет участие не только в «Славянском базаре», будет до конца верен своему зрителю.
Глеб Лапицкий:
Зритель приходит увидеть своего кумира, ему очень приятно, когда кумир разделяет его посылы, мысли. Очень часто я говорю: точно так же, как невозможно васильку запретить расти в какой-то стране, невозможно разделить «Славянский базар» с какими-то странами, какие бы веяния ни веяли. Здесь всегда собираются люди, здесь всегда собираются друзья.
32 года фестиваль придерживается своего слогана, своего девиза, смысла своего существования – «Через искусство к миру и взаимопониманию».
Читайте также:
Лапицкий: в 1995-м был критический момент для фестиваля. Вот как Лукашенко спас «Славянский базар»
Глеб Лапицкий: Витебск – это город всегда очень яркого художества. И вот почему
На месте живописного поместья «Коробчицы» совсем недавно была свалка. Как создавали туристический комплекс?