Очереди в пункте пропуска «Брест». Съёмочная группа СТВ целый день мониторила ситуацию на границе

Вообще, амнистия, как бы к ней ни относились, – это символичный акт гуманизма со стороны государства, в котором больше не о политике, а о человечности. А для людей это важный, возможно, поворотный момент в жизни. Но далеко не все способны на это. К примеру, в англо-американской и романо-германской правовых системах – в Германии, Испании, Швеции, Эстонии – понятия амнистии не существует в принципе, рассказали в программе «Неделя» на СТВ. А в Польше применение налоговой и, следовательно, всех прочих видов амнистии признано неконституционным.  

Очереди в пункте пропуска «Брест». Съёмочная группа СТВ целый день мониторила ситуацию на границе-1

Ольга Коршун, СТВ:  
Но, как показывает практика, Варшава весьма изворотлива в трактовках и понимании ситуации. И вот очередное подтверждение. На неделе стало известно о закрытии пункта пропуска «Бобровники». Премьер-министр Польши считает, что есть рост напряженности в отношениях с Беларусью. Моравецкий не исключил, что и другие погранпереходы могут быть закрыты. Но о какой эскалации говорит пан премьер?  

Очереди в пункте пропуска «Брест». Съёмочная группа СТВ целый день мониторила ситуацию на границе-4

Беларусь проводит открытую добрососедскую политику в отношении соседей, и Польша не исключение. Посмотрите хотя бы на эти данные. Поляки беспрепятственно, по безвизу приезжают в нашу страну. И вот это Варшаву действительно напрягает сейчас и напрягало раньше, когда польский режим слагал небылицы о Беларуси и настоятельно рекомендовал своим гражданам не ехать в Минск.  

Очереди в пункте пропуска «Брест». Съёмочная группа СТВ целый день мониторила ситуацию на границе-7

Но уговоры не действовали, и в Польше решили этот вопрос кардинально, просто опустив шлагбаум. Не исключено, конечно, что такая нервная реакция Варшавы связана и с Указом нашего Президента о возвращении беглых домой. Ну, как же допустить, чтобы люди, а с ними и гранты, утекали просто сквозь границу. Что в сухом остатке? Сейчас есть только два действующих пункта пропуска через белорусско-польскую границу: для грузового транспорта – «Козловичи», для легкового – «Брест».  

Там работает наша съемочная группа.  

Ольга Коршун:  
Кристина Протосовицкая выходит на прямую связь со студией. Что сейчас происходит на границе? Есть ли какие-то очереди?  

Очереди в пункте пропуска «Брест». Съёмочная группа СТВ целый день мониторила ситуацию на границе-10

Кристина Протосовицкая, корреспондент:  
Мы находимся в международном автодорожном пункте пропуска «Брест». На протяжении всего этого выходного дня мы мониторим обстановку на белорусско-польской границе.  

Очереди в пункте пропуска «Брест». Съёмочная группа СТВ целый день мониторила ситуацию на границе-13

Сейчас здесь выезда ожидает порядка 350 легковых автомобилей. Это примерно на 100 автомобилей больше, чем утром. Это объясняется тем, что люди в воскресенье вечером возвращаются домой либо, наоборот, отправляются в деловые поездки. И, конечно, увеличение потока транспорта связано с тем, что идет перенаправление из Гродненской области.  

Уже боятся 26-километровых очередей. Что говорят водители грузовиков на погранпереходе «Козловичи»?  

Очереди в пункте пропуска «Брест». Съёмочная группа СТВ целый день мониторила ситуацию на границе-16

Погранпереход в Бресте – это сегодня единственный способ увидеться семьям по обе стороны белорусско-польской границы. Мы делаем акцент именно на этом, ведь это ключевой вопрос. Беларусь же остается открытой и возобновление безвизового режима тому подтверждение. Впрочем, на это решение официального Минска, польские власти отреагировали сперва настоятельными рекомендациями воздержаться от поездок для своих граждан, а затем умышленным затягиванием очереди. При возможности оформлять 1 700 автомобилей, польская сторона пропускает не больше 600 автомобилей в сутки. Есть часы, когда службы с той стороны не работают вовсе. И это уже официальный факт. В зоне ожидания добавились машины с гродненскими номерами, что для Бреста раньше было редкостью.  

Очереди в пункте пропуска «Брест». Съёмочная группа СТВ целый день мониторила ситуацию на границе-19

Мы пообщались с людьми. Это самые обычные люди: белорусы, поляки, венгры, немцы. Сперва узнавали мотив их приезда. Чаще всего это для того, чтобы встретиться с друзьями и родственниками. Затем – чтобы решить вопросы по здоровью. И также деловые контакты. Все они в один голос недоумевают о произошедшей ситуации. Но в то же время решение Польши для них не стало неожиданностью. Общаясь с нами, практически в каждой машине водитель ответил: ну вы же все понимаете. А для нас все стало понятно, причем давно. И эта ирония была адресована как раз таки не в сторону официального Минска, а в сторону Варшавы.  

Очереди в пункте пропуска «Брест». Съёмочная группа СТВ целый день мониторила ситуацию на границе-22

Добавилось. Много машин, долго стояли – восемь часов. Вот до сюда мы восемь часов стояли.  

Очереди в пункте пропуска «Брест». Съёмочная группа СТВ целый день мониторила ситуацию на границе-25

Николай Лузгин, водитель (Минск):  
Плохо, конечно, плохо. Все это на людях отражается. Хотелось бы более все культурно, чтобы это было организовано. Одно дело, когда люди трансграничным бизнесом занимаются. А другое, когда просто по человеческим делам надо, по родственным съездить. Но люди приспосабливаются ко всему. Это неправильно.  

Очереди в пункте пропуска «Брест». Съёмочная группа СТВ целый день мониторила ситуацию на границе-28

Александр Костин, водитель (Россия):  
Я из России ехал. Я как девятого числа выехал с Тюменской области, я в интернете посмотрел, было еще открыто. Когда приехал 10 числа, сказали, что уже закрыто. Мне пришлось ехать сюда. Я не понимаю, почему закрывают границы. С какой целью? Это лишняя паника, лишняя трата денег для людей. Я потратил больше, чем рассчитывал, в Беларуси на топливо, на еду. Ладно хоть немецкие карты идут здесь, можно заплатить. А так очень проблемно.  

Очереди в пункте пропуска «Брест». Съёмочная группа СТВ целый день мониторила ситуацию на границе-31

Галина Козел, жительница Гродно:  
Сейчас приходится 250 километров ехать. Вот выехали, в четыре утра приехали, только сейчас стоим здесь. Неизвестно, когда пересечем границу.  

Очереди в пункте пропуска «Брест». Съёмочная группа СТВ целый день мониторила ситуацию на границе-34

Вероника Кирилюк, водитель (Польша):  
Это политика, это не наше дело. У меня семья такая смешанная – поляки и белорусы. Мы между собой дружим. А что сверху… Мы ничего, мы простые люди. Стоим и стоим. Выдержим. Главное – позитив, чтобы было и так дальше, чтобы не хуже было.  

Очереди в пункте пропуска «Брест». Съёмочная группа СТВ целый день мониторила ситуацию на границе-37

Кристина Протосовицкая:  
Компании по пассажирским перевозкам перенаправили свои автобусы, следовавшие из Гродно в Польшу, в Брест. Как правило, очереди в брестском направлении увеличиваются перед выходными днями, а в воскресенье (не торговый день в Польше) число пересекающих границу уменьшается. В Бресте среднее время прохождения границы сегодня составляет порядка 10-12 часов – это не критически больше обычного. Но в то же время нормой является пять часов (или до пяти часов).  

Очереди в пункте пропуска «Брест». Съёмочная группа СТВ целый день мониторила ситуацию на границе-40

Начиная с 2020 года, польские власти в одностороннем порядке закрывали каналы международного сообщения. Из шести пунктов пропуска работали только три, что приводило даже к акциям протеста польских грузоперевозчиков, которые фактически жили в очередях из-за медленного оформления польской стороны. Беларусь же на протяжении всего этого времени старается сохранять транспортно-логистическое сообщение между Азией и Западной Европой. И прикладывается максимум усилий, чтобы прохождение границы было комфортным и спокойным, ведь Беларусь – это большой транспортный хаб, который связывает две части света. И мы добросовестно выполняем свои обязательства.  

Великая польская стена, расправы над мигрантами, которые продолжаются до сих пор, болезненный экологический вопрос Беловежской пущи, а теперь, не ища даже повода, польские власти закрывают очередной канал связи, связи в первую очередь для простых людей. Конечно, это вызывает недоумение, это вызывает раздражение. Но вместе с тем официальный Минск и в целом Беларусь работает над самым важным – над сохранением так называемой народной дипломатии. И эти плоды видны уже сейчас. Когда мы общаемся с водителями, они подчеркивают: политика политикой, а отношения между людьми – это самое главное. Беларусь, как всегда, стоит на важных постулатах добрососедства.  

Подписывайтесь на нас в Telegram!