Людей интересует мир! Небо Беларуси на замке? Интервью с депутатом Анатолием Булавко

Заменить офисный костюм на фартук и стать шефом уже на кухне обычной, а не телевизионной. Это нужно увидеть! Авторский проект Александра Осенко «Рецепт настоящего белоруса». Гость выпуска – Анатолий Булавко, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

«Сколько себя помню, перед глазами всегда были военные» – почему выбрал эту профессию

Людей интересует мир! Небо Беларуси на замке? Интервью с депутатом Анатолием Булавко-2

Анатолий Булавко, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:
С рождения и до окончания школы я жил в военном городке Бобровичи. Это порядка 18 километров от Калинковичей. И сколько себя помню, перед глазами всегда были военные. Что повлияло? Окружение, наверное, повлияло. Почему? Потому что постоянно, видя военных, постоянно слушая звуки летающих самолетов, а на аэродроме в Бобровичах базировалось целых два авиационных полка, то есть полеты были фактически круглосуточные.

И у меня даже мысли не было, что для мужчины может быть какая-то другая профессия. У меня сложился такой стереотип, что если ты мужчина, значит, ты должен быть военным. Познакомился со многими летчиками, и как-то впечатление произвело, разговаривая с человеком, он почему-то мне начинает рассказывать. Понимает, что я военным хочу быть, летчиком. И он мне как-то говорит: купи себе кепку с большим-большим козырьком. Я говорю: в смысле? Кепку – понятно, а козырек при чем здесь? А, говорит, чтоб небо не видеть. Потому что небо – это как болезнь. Года не проходит – и этот парень разбивается. Но желание стать военным абсолютно не ушло никуда.

Единственное, что меня остановило от поступления в летное училище, – это как в свое время разговаривал на тот момент с министром здравоохранения Владимиром Караником. Он тоже хотел быть летчиком, но, говорит, по росту никуда не мог влезть.

Белорусское небо на замке?

Людей интересует мир! Небо Беларуси на замке? Интервью с депутатом Анатолием Булавко-4

Анатолий Булавко:
Закончил я Минское высшее военно-политическое общевойсковое училище, но это не помешало мне в конечном итоге связать свою судьбу с военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны. Сразу хочу отметить, противовоздушная оборона – это система целая. И то, что мы на сегодня имеем мирное небо, – это как раз результат деятельности всех элементов этой системы. Это и авиация, и зенитно-ракетные войска, радиотехнические войска. Более того, даже гражданские аэродромы, которые тоже имеют радиолокационные свои станции. То есть все это в комплексе. Это и пограничники, которые в бинокль смотрят за воздушной обстановкой в том числе.

Поэтому здесь благодаря именно системности нашей противовоздушной обороны воздушное пространство на сегодня находится под полным контролем.

Александр Осенко, генеральный директор ЗАО «Столичное телевидение»:
Наше небо закрыто?

Анатолий Булавко:
Да. И если мы говорим, что, допустим, беспилотник какой-нибудь нарушил воздушное пространство, то у обывателя гражданского может возникнуть вопрос: а чего не сбиваете? Мы получаем характеристики любой воздушной цели и, анализируя эти характеристики, отдаем себе отчет, несет ли это какую-то потенциальную угрозу или это действительно только провокация.

Согласитесь, сбивать 200-долларовый дрон 100-тысячной долларовой ракетой, наверное, не совсем правильно. Тем не менее есть средства радиоэлектронной борьбы, которые достаточно эффективно позволяют бороться с этими дронами.

Александр Осенко:
Небо на замке?

Анатолий Булавко:
Естественно. Замок этот дорогого стоит. И не только в материальном плане, но и нервы, здоровье. Может быть, даже где-то семейное благополучие тех офицеров, солдат, прапорщиков, которые каждый день заступают на боевое дежурство.

Коллеги выбирали Заполярье, Дальний Восток, а я сказал: хочу в Беларусь!

Людей интересует мир! Небо Беларуси на замке? Интервью с депутатом Анатолием Булавко-6

Александр Осенко:
Если это не военная тайна, первое место вашей работы, какие это были годы?

Анатолий Булавко:
Это 1990 год. Сразу попал служить в западную группу войск. Ровно через 2 или 3 месяца после объединения Германии, после того, как разломали Берлинскую стену пресловутую, и народ Германии, как им казалось, наконец-то объединился. В те годы судьба свела меня с одним человеком. Обычный лесник, и вот он мне как-то в беседе сказал: Анатолий, я даже мечтал, чтобы Германия объединилась, но я не думал, что на старости лет стану немцем второго сорта. И, к сожалению, эта тенденция деления немцев на первый-второй сорт осталась даже спустя более 30 лет.

Александр Осенко:
В то время армия у нас была не самым популярным местом для работы, и она была в упадке, мягко говоря.

Анатолий Булавко:
Я еще застал и хочу отметить, это советская армия, где служили представители всего Советского Союза. То, что по учебникам учили в военном училище, – эта теоретическая база очень хорошая была. Но именно на практике выяснилось, что замполиту нужно быть не просто идеологом, но и где-то мусульманином. Очень искренне мы праздновали со своими подчиненными тот же Навруз.

Александр Осенко:
В то время наши враги очень активно прилагали усилия, чтобы дискредитировать советскую армию.

Людей интересует мир! Небо Беларуси на замке? Интервью с депутатом Анатолием Булавко-8

Анатолий Булавко:
К сожалению, да. Мы уже вывелись в Советский Союз, основная масса. И когда был репортаж о выходе последней берлинской группировки, у меня слезы на глазах наворачивались, потому что та же, тогда мы так считали, 80-тысячная группировка союзнических войск – они себе поставили цель вывестись в течение 10 лет. У кого-то еще меньше группировки были, тоже такие сроки были. Естественно, потом, как выяснилось, эти сроки совсем не соблюдались. И как были войска на территории Германии, так они сегодня находятся.

Александр Осенко:
Это вы про войска НАТО?

Анатолий Булавко:
Да. Тем не менее надежда такая была.

Александр Осенко:
История же показала, что нас просто обманули.

Анатолий Булавко:
Да, а мы почти 300-тысячную группировку вывели фактически за год. Когда выводили, приехал представитель из главного управления кадров из Москвы, полковник. Собрал всех лейтенантов – кого куда распределять в Советском Союзе. Ту часть, где я служил, ее на ноль множили, сокращали. И когда меня спросили, куда ты хочешь ехать служить, обычно мои коллеги отвечали – романтика, Заполярье, Дальний Восток. А я сказал: хочу в Беларусь.

На что мне полковник такой, заслуженный человек, сказал: лейтенант, ты что, совсем с ума сошел? Ты же помрешь в твоей Беларуси замполитом дорожно-строительной роты. На что я ему ответил: хорошо, ведь помру-то на родной земле. 

Людей интересует мир, а уже потом дороги и освещение улиц

Людей интересует мир! Небо Беларуси на замке? Интервью с депутатом Анатолием Булавко-10

Александр Осенко:
Много диалоговых площадок провели?

Анатолий Булавко:
Достаточно. Если за январь всем депутатским корпусом – больше двух тысяч, это солидная цифра. И самое главное, что сама по себе диалоговая площадка, встреча с трудовым коллективом, – это не самоцель. Но видишь понимание людей.

Александр Осенко:
Что их больше всего интересует?

Анатолий Булавко:
Мир, а уже потом дороги, освещение улиц. Святой пример – жилищно-коммунальное хозяйство. 

Александр Осенко:
Это всегда, потому что все начинается с малого.

Рецепт жизни от настоящего белоруса

Людей интересует мир! Небо Беларуси на замке? Интервью с депутатом Анатолием Булавко-12

Анатолий Булавко:
Рецепт достаточно простой, а ингредиенты еще проще. Быть искренним, небезразличным и инициативным. И тогда и своя жизнь будет яркой и насыщенной, и жизнь окружающих будет не менее интересной.