Политика – это всегда люди, и ничего другого там больше нет. В контексте государственных событий и принятых решений гораздо больше психологии, чем кажется изначально.
Проект Алены Дзиодзиной представляет собой цикл размышлений автора о человеческом внутри современной политики.
Алена Дзиодзина, психолог:
Не так давно нынешний президент Молдовы дала интервью, в котором сама, не ожидая того, обнажила проблемную суть политики Запада, где основная беда заключается в том, что она слишком двойственна и конкретных принципов зачастую нет. Принято считать, что в демократичном обществе граждане могут законно выражать свою политическую волю на выборах, определяя тем самым путь развития того региона, в котором живут. Якобы как решит большинство, так и будет.
Однако череда событий из Гагаузии, входящей в состав Молдовы, демонстрирует нам, что все далеко не так просто. И порой даже буква закона еще не значит, что голоса большинства зачтутся. Если рассказывать вкратце, то Республика Гагаузия – автономный регион на юге Молдовы. В 2023 году, согласно законам Молдовы, гагаузы избрали себе руководство. Абсолютно законно решением большинства избирателей Евгения Гуцул одержала победу. И на сегодня (вновь подчеркну – по закону Молдовы) Майя Санду должна утвердить в правительстве Гуцул и признать победу!
Однако президент Молдовы этого не делает и в происходящем с ней интервью объясняет причины: «Она сегодня представляет коррумпированную группировку и не представляет гагаузский народ!»
Алена Дзиодзина:
Но стоит взять во внимание, что утвердительный тезис Санду звучит, несмотря на то, что официальный подсчет голосов показал, что гагаузский народ сделал выбор в пользу кандидатуры Гуцул, а ее вина в коррупции пока не доказана. Тем не менее нынешний президент Молдовы говорит о ней так, словно бы суть ее обвинений уже точно были верны, а официальные данные голосов на выборах не имеют смысла. Просто потому, что Санду так думает!
И когда интервьюер все же пытается ей возразить, напоминая о букве закона, нынешний лидер Молдовы аргументирует тем, что она не согласна. А закон, хоть и предполагает признать победу Гуцул, однако не уточняет, когда конкретно: «В законе не прописано, когда она должна быть назначена». И поэтому, по словам Майи Санду, до конца разбирательств никаких утверждений не будет. Иначе говоря, незаверешенность дела ей обвинять не мешает. Зато признать законное право Гуцул на вступление в должности этот факт не дает.
Таким образом, на небольшом фрагменте риторических приемов из речи Санду мы наблюдаем лицо политики с двойными стандартами, которая, опираясь на гибкость закона, порой вытворяет что хочет. Если в данном случае уточнять мотивы поступков и слов Майи Санду, то они очевидны, если взглянуть на содержание предвыборной кампании у Гуцул. Она была, есть и остается приверженцем Евразийской интеграции гагаузов. И этот курс (по результатам снова законно подсчитанных данных) поддержал гагаузский народ. В то время как сама Санду продвигает в Молдове интеграцию с Евросоюзом. И то, что в якобы демократичной стране люди думают, ни ей, ни странам ЕС, очевидно, не важно.
Читайте также:
Дзиодзина: даже если Зеленский был честен, но сломлен, вопрос к лидерским качествам остается жестким
Алена Дзиодзина: гимн страны представляет собой культурный код нации и отражает отношение к жизни
«Быть сильным не значит бить первым». Психолог объяснила тезисы Лукашенко на ВНС