Ей было всего 6 лет, когда её семья оказалась в лагере смерти. Леденящие душу воспоминания узницы Минского гетто

Новости Беларуси. Главным оружием против несправедливости и бесчеловечности того, что творилось в Минском гетто, Фрида Вульфовна выбрала память. Реанимировать архивы и сплачивать бывших узников она начала еще в советские годы. Сегодня ее воспоминания переведены на несколько языков, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.  

Ей было всего 6 лет, когда её семья оказалась в лагере смерти. Леденящие душу воспоминания узницы Минского гетто-1

Фрида Рейзман, малолетняя узница Минского гетто:  
Когда был погром, я никого не ждала, так хотела жить, я первая мчалась в эту малину. Представляете, первая. Никого не ждала. И когда, бывало, слышишь, как ходит немец, таким холодом обдавало. Я этот холод и сейчас… Вот я говорю, и я его слышу, я его чувствую, этот холод. Так хотелось жить.  

Ей было всего 6 лет, когда её семья оказалась в лагере смерти. Леденящие душу воспоминания узницы Минского гетто-4

За жизнь за той самой колючей проволокой цеплялись отчаянно. Маленькой Фриде было всего шесть лет, когда ее семья оказалась в лагере смерти.

Ей было всего 6 лет, когда её семья оказалась в лагере смерти. Леденящие душу воспоминания узницы Минского гетто-7

Фрида Рейзман:  
И вот сколько становилось в комнате диванов, кроватей, на каждом диване, на каждой кровати была целая семья в комнате. Представляете? Спали по очереди.  

Ей было всего 6 лет, когда её семья оказалась в лагере смерти. Леденящие душу воспоминания узницы Минского гетто-10

Минское гетто называют одним из самых жестоких смертельных конвейеров нацистов даже в сравнении с Бухенвальдом и Освенцимом.

После войны Фрида Вульфовна искала подтверждение собственным воспоминаниям в мемуарах других выживших узников. Они были настолько шокирующими, что казалось, детская память подводит. Увы...

Ей было всего 6 лет, когда её семья оказалась в лагере смерти. Леденящие душу воспоминания узницы Минского гетто-13

Фрида Рейзман:
Я вижу, как немец берет за одну ножку ребенка крошечного, наверное, годика не было, и об угол головкой. И она разлетелась… Красная вся была пыль. Убить человека – это было запросто.

Ей было всего 6 лет, когда её семья оказалась в лагере смерти. Леденящие душу воспоминания узницы Минского гетто-16

Однако обреченные узники не были безвольными жертвами. Именно в гетто возникли первые очаги сопротивления. Отец Фриды был подпольщиком. Позже в партизаны ушел и старший брат.

Ей было всего 6 лет, когда её семья оказалась в лагере смерти. Леденящие душу воспоминания узницы Минского гетто-19

Сергей Тукало, директор исторической мастерской имени ЛЛевина:
Подполье на территории гетто возникло одним из первых в оккупированной столице, в июле 1941 года. Они выполняли различные задачи – это и связь с территорией русского района, это и вывод людей в партизаны, за пределы гетто, это и сбор медикаментов, продуктов, вещей.