«Чести и достоинства там никакой нет»: итальянские эмоции в оперной постановке «Сельская честь» в Большой театре
Итальянские эмоции холодной белорусской весной – это премьера оперы «Сельская честь» Пьетро Масканьи. Постановка – уже четвертая по счету в Большом театре – для тех, кто предпочитает видеть жизнь без прикрас даже на сцене.
В постановке есть настоящая коза-ностра, а главные события происходят почти ночью, когда заметны все пороки. Действие предельно символично: герои набожно крестятся, но при этом не боятся нарушать заповеди.
Михаил Панджавидзе, режиссер-постановщик:
У нас дословно название не очень верное. Потому что «Сельская честь» – это такое немножко натянутое название. «Кавалерия Рустикано» – это звучит по-итальянски. Это «Рыцарственная деревенщина», то есть это нонсенс. Это аристократия помойки. Как раз речь и ведется о том, что чести и достоинства там никакой нет. Есть просто грубые, практически криминальные нравы, вот и все.
Как говорят итальянцы, любовь не слушает разума, а гнев – советов. По сюжету нет ни правых, ни виноватых. Сантуцца не хочет мириться с равнодушием возлюбленного, Турмиду не может забыть ветреную Лолу, а герой Альфио не терпит предательства, сообщили в программе «Большой завтрак» на СТВ.
Владимир Петров, народный артист Беларуси:
Здесь каждый поступает так, как, наверное, должен поступать. И мой герой тоже по-своему прав, по-своему где-то несчастлив. Ревность – это очень сильное чувство. Ревность, любовь. Рядом все ходит.
Нина Шарубина, народная артистка Беларуси:
Здесь Сантуцца еще более страдающая и более угнетенная. Вот мама на нее цыкает, мама Лючия. Туридду толкает, пошла прочь. От церкви она отлучена. Каждый считает своим долгом пнуть ее и так далее.
По замыслу режиссера, сценография должна раскрывать образы героев и дух времени: роскошная машина Альфио, смиренное платье Сантуццы, сумрачные своды священного храма – важна каждая деталь.
Марта Худолей, зрительница:
Мне очень понравились декорации. Их смена. Сначала у нас все так празднично, ярко, красиво. Глаз радуется, когда видишь такие смены декораций. И, конечно, эмоции. Эмоции солистов – это всегда приятно. Так сидишь и веришь тому, что происходит.
Художественное направление оперы – веризм – говорит само за себя. «Сельская честь» обращается к чувствам человека. Здесь все должно быть по-настоящему: от гнева до слез раскаянья и боли.
Нина Шарубина, народная артистка Беларуси:
А я не люблю понарошку. Потому что нельзя до мелочей все сделать: «ой, я тут падаю, типа меня ударили». А когда тебя так мама Лючия меня, помню, начались репетиции – синие руки здесь, она так берет по-настоящему. Тогда и реакция есть, а так, вроде, притронулась. Ерунда все.
В «Сельской чести» артист оперы не только певец – он настоящий драматический актер. Но сильные чувства не играют, а проживают, поэтому каждое выступление – как в первый раз.