Консервы для детского питания, дублёнки и настоящий шашлык из баранины. Как наладить развитие овцеводства в Беларуси?
Новости Беларуси. Во время назначения руководителей местных органов власти Александр Лукашенко напомнил чиновникам о поручении, которое давалось уже не раз, но до сих пор так толком и не выполнено – развитие овцеводства, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.
Утро на этом фермерском хозяйстве всегда начинается со свиста – свою отару Владимир Пузач выгоняет на пастбище. Поголовье насчитывает 370 овец. А ведь начинал с небольшого подсобного хозяйства.
Услышал, как по телевизору несколько лет назад Президент поручил возродить овцеводство. Идея понравилась, семья поддержала. Говорит, земли Дятловского района идеально подходят для разведения овец.
Владимир Пузач, фермер:
В детстве родители мои держали овец. Помогал, пасвил, помогал стричь. Сейчас вот посмотрел – территория позволяет, душа тянется к этому. Вот решил попробовать – получилось.
Владимир остановился на мясных тонкорунных породах – прекос и тексель. Государство выделило 82 гектара земли, построил овчарню, планирует увеличить поголовье до тысячи.
Ведь спрос огромный: за породистым потомством к фермеру едут со всей страны.
Светлана Пузач:
Каре ягнёнка, седло ягнёнка – это же элитное блюдо. Оно диетическое. Поэтому почему бы нет. Чем мы хуже, чем Европа?
Стрижка, пожалуй, самый трудоёмкий процесс, не случайно летом. С овцы снимают до 5 килограммов тёплой шерсти. Правда, сдать руно некуда. Год назад фермеру пришлось даже сжечь 200 килограммов ценного волокна.
Шерсть качественная, тонкорунная. Вот так в мешках пока содержим до лучших времён. Килограммов 500-600 есть.
Красный свет на шерсть для овцеводов сродни парадоксу. Ведь в Беларуси достаточно фабрик и комбинатов, которые производят изделия из овчины.
Только на Витебском меховом заводе к зиме отошьют 800 шуб и дублёнок из овчины. В месяц здесь перерабатывают больше десятка тысяч шкур. Планируют удвоить производство.
Вот только сырьё закупают за рубежом, в Австрии, уже очищенное и подготовленное для производства. Белорусские фермеры ни шерсть, ни шкуры сами не могут правильно обработать.
Татьяна Шишкова, начальник производства мехового комбината:
Из того опыта, который мы на сегодняшний день имеем, с чем мы работали, с белорусскими овцами. Самый лучший вариант, куда это может пойти – это обувная подкладка. И то далеко не вся овчина, потому что бывает, что мы начинаем выделывать, шкуры не были хорошо законсервированы, проявляются какие-то скрытые пороки.
Получается, не хватает промежуточного звена между овцеводом и комбинатом. И обе стороны вспоминают о заготовительных пунктах, которые существовали ещё во времена Советского Союза.
Сергей Бетеня, директор мехового комбината:
Основной проблемой по принятию овчины является то, что необходимо организовать централизованный ее сбор. Потому что та же засолка, консервация частникам невыгодно это делать. Это обсуждалось на уровне вице-премьера, этим занимается Беллегпром и Белкоопсоюз. Процесс запущен, но, к сожалению, он пока не работает.
С проблемой сбыта овчины сталкиваются не только частники, но и сельскохозяйственные предприятия. В хозяйстве «Хвиневичи» – больше тысячи овец.
Галина Буро, корреспондент:
Это стадо здесь появилось четыре года назад по государственной программе развития овцеводства в стране. Овец закупили в Голландии. Порода называется тексель. И выбрали её неслучайно – мясо отличается изысканным вкусом, это мраморная баранина.
Хозяйство получает ежегодную господдержку. И усиленно работает над увеличением количества овцематок. По плану 500, пока 370.
У предприятия нет своего убойного цеха, реализуют только живым весом. Частники за раз берут немного, а мясокомбинаты и вовсе не спешат перерабатывать баранину.
Мария Слушко, главный зоотехник КСУП «Хвиневичи»:
Реализация притормаживает. Не можем мы их в большом количестве. Обращались и на Слонимский мясокомбинат, но пока они не берут.
В Орше находится единственное в Беларуси предприятие, где из баранины делают консервы для детского питания. Чистое пюре или смесь с другим мясом – всего 12 наименований продукции.
За 2018 год переработали 11 тонн молодой баранины от белорусских фермеров и хозяйств.
Виктория Тимощенко, ведущий инженер-технолог цеха детского питания мясоконсервного комбината:
Спрос, конечно, вырос за последнее время. И консервы для детского питания стали пользоваться большей популярностью. Потому что узнали больше о пользе мяса баранины, о том, что гипоаллергенное. Что оно мало содержит холестерина и полезнее говядины и свинины.
В том же хозяйстве «Хвиневичи» откормленными и ухоженными белорусскими овцами заинтересовались египтяне, казахи и россияне. Когда же в нашей стране распробуют бараний бизнес? На развитие овцеводства на этой неделе обратил внимание и Президент.
Александр Лукашенко: «Посмотрите, сколько угодий у нас пустует, даже в Могилевской области»
Любой настоящий уроженец гор уверен: шашлык возможен только из хорошей баранины. Рафаэл Сафаров – белорусский армянин с грузинскими корнями. Его дед держал кафе в Тбилиси, он же продолжил его дело в Гродно. Шашлык, люля-кебаб, хинкали – меню адаптировано под белорусского посетителя.
Рафаэл Сафаров, владелец кафе:
Последнее время показывает, что люди начинают интересоваться бараниной, хотят попробовать. В неделю два-три раза спрашивают блюдо из баранины.
До начала 90-х белорусские овцеводы полностью обеспечивали страну и мясом, и шерстью: поголовье насчитывало около миллиона овец. Несколько забытое направление животноводства сегодня переживает возрождение. Есть интерес населения, в стране заложен фундамент. Это тот случай, когда перспективному бизнесу просто нужен импульс.