Пора миграции диких животных – что нужно знать, чтобы предотвратить страшные ДТП?
Кто бы ни победил в Польше, отношениям Минска и Варшавы уже нанесен урон и есть вполне осязаемая преграда. Забор, возведенный за миллионы долларов, якобы от мигрантов, на деле же оказывается смертельной ловушкой для животных, обитателей Беловежской пущи.
Экологи бьют тревогу и констатируют: этот забор угрожает всему природному комплексу Европы. К слову, весна – пора миграции диких животных. Пик приходится на май и начало июня. И это время, когда особо внимательными должны быть водители. Звери выходят на дороги, и нередко случаются страшные ДТП, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Согласно статистике, за первый квартал 2025 года в Беларуси произошло 720 таких аварий. В них было травмировано, смертельно травмировано 735 животных. А еще три года назад, например, таких ДТП было в 2,5 раза меньше.
Чаще всего под колесами оказываются лоси и кабаны. И это при том, что на основных магистралях есть и знаки, и организована специнфраструктура, но, очевидно, идеального и единого решения пока не нашли. Но, может, и не надо. У каждого региона свои особенности.
Диана Головач разбиралась в теме.
Ехал на мотоцикле, где-то отвлекся, буквально в сторону, в мгновение, повернул обратно голову, и уже кувыркалась по асфальту.
В тот вечер на дорогу внезапно выбежала косуля – столкновение оказалось неизбежным. Животное погибло на месте, а байк серьезно пострадал. Сам Алексей отделался лишь травмой ноги. Сейчас он называет этот случай хорошим уроком, который заставил пересмотреть свою формулу поведения на дороге.
Алексей Кельм, преподаватель химии Витебского индустриально-педагогического колледжа:
Восемь лет на мотоцикле, думал, все знаю. По итогу – где-то вот такая оплошность. Особенно на мотоцикле надо быть максимально внимательным. Сейчас, конечно, опыт все-таки учит.
Этот случай – не исключение. Витебская область остается одним из самых проблемных регионов. Почему? Ответ буквально окружает местных жителей со всех сторон – густые леса и их дикие обитатели. Неожиданно встретилась с ними и наша съемочная группа.
Только в 2025 году на Витебщине зафиксировали четыре ДТП с участием диких животных, где погиб один человек и пострадали трое. Особую опасность представляют Витебский, Оршанский и Полоцкий районы. Здесь дороги буквально прорезают места обитания косуль и лосей – именно эти животные чаще всего становятся участниками аварий. Однако есть и исключения. В мае около полуночи на трассе М-3 водитель автобуса заметил медведя слишком поздно. Обошлось без человеческих жертв.
Надежда Касперович, начальник отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД Витебского облисполкома:
Водитель автобуса MAN при движении заметил дикое животное, применил экстренное торможение, однако в результате остановить автомобиль не удалось.
С января 2021 года по поручению Президента Госинспекция охраны животного и растительного мира ведет особый учет. Каждое ДТП, где под колесами гибнут или получают травмы дикие животные, попадают в электронную базу.
Юлия Рогалинская, пресс-секретарь Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Беларуси:
За период с января по апрель зафиксировано 1 255 фактов ДТП с участием охотничьих животных нормированных видов, что на 215 фактов больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Почему это происходит? Упрощенный ответ – звери выбегают – не отражает сути. Корни проблемы глубже и связаны с развитием дорожной сети и поведением за рулем.
Александр Козорез, начальник отдела охотничьего хозяйства Министерства лесного хозяйства Беларуси:
Если на М-6 количество ДТП достигает одного случая на 1 километр дороги в течение года, то на М-11 – количество ДТП 0,1 на 1 километр.
Главный враг здесь – скорость.
Диана Головач, корреспондент:
Как быстро остановится машина при встрече с лосем? Проверим.
Смоделируем ситуацию. Лесная трасса, разрешенная скорость – 90 км/ч, и – экстренное торможение.
Диана Головач:
При идеальных условиях на скорости 90 км/ч тормозной путь нашей машины – более 20 метров. А теперь представим, что животное появилось внезапно и на близком расстоянии. Мы просто не успеем среагировать и вовремя остановиться. Вот почему знаки снижения скорости – не просто формальность.
Но что делать, если столкновение кажется неизбежным. Как вести себя за рулем в экстренных ситуациях – мастер-класс от Госавтоинспекции.

Артем Шибеко, старший инспектор отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД Витебского облисполкома:
Мы выбираем оптимальный скоростной режим. Это позволяет увеличить время на то, чтобы подумать о времени реакции и уменьшить тормозной путь. На меньшей скорости у нас, естественно, будет тормозной путь меньше. Если получается и позволяет навык вождения, то, конечно же, мы применяем ступенчатое торможение. Мы останавливаемся несколькими качками.
Но одних действий водителей недостаточно. Проблема ДТП с дикими животными требует комплексного подхода. И его часть – создание современной и безопасной дорожной инфраструктуры.
Подробности в видео.