«Песня о Минске» Игоря Лученка стала душой столицы. Рассказываем о Ратуше и показываем её изнутри
Новости Беларуси. Почти 15 лет куранты столичной Ратуши отбивают мотив «Песни о Минске», написанной Игорем Лученком. На неделе пробил последний час композитора – страна простилась с великим музыкантом, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.
«Он был наделён большим талантом». Каким запомнят Игоря Лученка
Это как раз тот случай, когда к словосочетанию «композитор Игорь Лученок» не нужно добавлять никаких определений и регалий, хотя их более чем достаточно. Лучше любых слов говорит музыка. «Алеся», «Мой родны кут», «Спадчына» – это только три из множества известных песен, написанных маэстро. Последнее время он был одним из трех народных артистов СССР на всю Беларусь. Теперь их двое – Геннадий Овсянников и Валентин Елизарьев.
Одно из первых больших журналистских интервью ведущей программы «Недели» Юлии Огневой было как раз с Игорем Михайловичем. Встретились они на площади Свободы – тогда окна кабинета председателя Белорусского союза композиторов выходили на Ратушу, где каждый час играла его музыка.
В память о маэстро корреспондент Анастасия Дехтяр узнала всё о звуках музыки столичной Ратуши. И оказалось, что это почти детективная история.
Как в нотах и словах можно передать квинтэссенцию Минска – точно живого организма? Отразить дух, музыкой выразить ту самую сущность, которая доводит до мурашек, оголяет и открывает для каждого свое чувство к тому, что обычно кажется повседневным? Но всему свое время…
В библиотеке Белорусской государственной академии музыки нам удалось отыскать оригинал. Это первоисточник «Песни о Минске». Слова – Пимена Панченко, музыка – Игоря Лученка. Композитор в 1976 году чернилами перьевой авторучки так аккуратно разложил звуки, которые мелодично попали в точку сантиментов любого, услышавшего произведение.
Профессор Галина Горелова сейчас попытается остановить время на миг и вспомнить, как это было тогда – почти 40 лет назад.
Она была студенткой. Композиторский класс. Легендарный. Стоит на месте и тот рояль, помнящий руки великих белорусских маэстро. Игорь Лученок десятилетия в консерватории работал над преемственностью в разных ипостасях: от преподавателя до ректора.
Галина Горелова, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, профессор Белорусской государственной академии музыки:
Мы у него проходили полифонию как раз в то время, когда было написано произведение «Песня о Минске». На этом инструменте он нам его играл. Это были годы самого пика его популярности.
Есть небольшая путаница. Считается, что он из Марьиной Горки, а он говорил: «Пуховичи». «Куда?» – «Я в Пуховичи». Он родился здесь, на улице Маяковского.
«Мой родны Мінск, пад небам жураўліным» – мне так нравятся эти слова!
Здесь чисто музыкальные свойства, которые, если говорить о вокальной партии, рассчитаны на вокал. Не на то, что человек будет шептать в микрофон или проговаривать. Это не рэп и не хип-хоп. Это настоящий вокал, и его нужно пропеть.
Сохранились в фондах музыкальной академии и хоровой вариант песни, и другие аранжировки. Кстати, для ВИА «Песняры» музыкальную адаптацию сделал Владимир Ткаченко. Одним из первых исполнил «Песню о Минске» Владимир Мулявин. Это был так называемый экспортный вариант: «Песняры» исполняли ее на русском языке.
Проникновенный вариант столичной песни был и в репертуаре Виктора Вуячича. Белорусский мотив стал очень популярным и гремел на бис по всему СССР и за границей.
За десятилетия сменились вкусы и нравы. Есть даже современники, которые к композиции весьма скептически относятся: не актуальны строки якобы – «Минск, под небом журавлиным»... И «листвы тополиной» уже не так и много. Когда-то этими деревьями действительно засаживали город, теперь их скорее искореняют, а на смену высаживают липы и клены.
Часы не сверяю, я просто слушаю мелодию и считаю, сколько ударов.
Тогда решили в союзе композиторов, что будет эта – Игоря Михайловича Лученка.
Этого композитора знаю еще со школы, потому что он к нам в школу приходил. Это замечательные мелодии, поэтому эта мелодия звучит на Ратуше.
Этот перекресток в центре Минска действительно музыкальный. Был он символичным и излюбленным и у почетного минчанина Игоря Лученка.
С одной стороны – консерватория, с другой – музыкальная школа, рядом – офис союза композиторов (его маэстро возглавлял почти четыре десятилетия). И Ратуша, на которой вот уже 14 лет «Песня о Минске» ежечасно доказывает, что истинное творчество неподвластно времени.
Как это было? В архивах «Столичного телевидения» нам удалось отыскать сюжет 15-летней давности. Ратуша была отстроена в 2004 году. Тогда же и было принято решение – вперед боя курантов каждого часа должна звучать символичная мелодия. И вот уже почти полтора десятилетия 19 секунд из «Песни о Минске» Лученка громогласно объявляют о том, что время идет.
Суть системы изучаем изнутри. Два раза в месяц проконтролировать механизм и провести техработы приходит часовщик. На третьем этаже Ратуши – своеобразный центр часового управления. В этой келье находится усилитель и часовая станция. В миниатюрной коробочке две кнопки, которыми корректируется время на всех четырех циферблатах.
Анастасия Дехтяр, корреспондент:
Мы находимся внутри часового механизма в центре Ратуши. Это часы, с четырех сторон по ним можно сверить время. Также установлены четыре колонки – именно из них доносится та самая мелодия в начале каждого часа.
Акустика техники настроена так, чтобы не создавать неудобства горожанам, но в тоже время, чтобы мелодия звучала четко.
Слышите?
Леонид Борткевич, залуженный артист БССР, солист ВИА «Песняры»:
Родные чувства сразу. Прекрасная песня. Дар мелодии – это только с рождением дается.
В завещании – музыка. Мелодичная, невероятно эмоциональная, ритм которой становится инструментом, препарирующим словно на открытом сердце. Удивительное сочетание звуков, доводящих каждую твою внутреннюю струну до сладкого тремора. Родному Минску он так и остался верным сыном, как и всей Беларуси своими «Мой родны кут», «Спадчына», «Жураўлі на Палессе ляцяць» и сотнями других действительно народных мотивов.
«З ім адыходзіць цэлая эпоха». Аплодисментами проводили в последний путь композитора Игоря Лученка
И хоть биологические часы легендарного белорусского маэстро остановились, но эти на Ратуше свидетельствуют, что музыка все-таки бессмертна.