Можно ли попросить стакан воды в ресторане бесплатно? Развенчиваем 4 главных мифа о правах потребителей
Миф №1. Любой человек с улицы имеет право воспользоваться туалетом точки общепита. Так ли это?
Дмитрий Харитонов, арт-директор сети ресторанов:
На самом деле, это так. Это – не миф, это – реальность. Никто не будет препятствовать, он может просто сходить в уборную и ничего не заказывать в ресторане. Это – не сетевая фишка, просто сейчас все заведения поддерживают какие-то общие тенденции.
Миф №2. В любом заведении общепита, по первой просьбе, вам обязаны бесплатно подать стакан воды. Такое требование, как правило, сопровождается комментарием, типа «мне только таблетку запить». Добавить к этому тяжёлое выражение лица, призывающее к гуманизму и нравственности, и живительная влага из кулера – ваша. Самое забавное в этом то, что даже персонал заведения зачастую не в курсе, имеет ли потребитель на это право, и просто решает пойти по пути наименьшего сопротивления.
Дарина Гулюта, заместитель председателя правления ОО «Городское общество защиты потребителей»:
На сегодняшний день в законодательстве РБ предусмотрены обязанности в точке общепита предоставить потребителю стакан воды на безвозмездной основе.
Миф №3. Потребитель имеет право попросить заменить блюдо, если оно не устроило гостя по вкусовым свойствам. Однако претензия, вроде: «Ваш салат нисуаз – недостаточно французский», – не всегда сработает.
Дмитрий Харитонов:
Есть очень много известных блюд – это паста «Карбонара», салат «Цезарь», которые в разных заведениях готовятся по-разному. Поэтому говорить, что в другом заведении было вкуснее – дело вкуса.
Дарина Гулюта:
Относительно того, что данное блюдо не подошло по каким-то вкусовым параметрам, в данном случае, потребитель не может заявить своё требование, т. к. это может быть авторское исполнение данного блюда.
Миф №4. Обнаружив в поданном блюде инородный предмет или организм, кулинарный шедевр с сюрпризом можно только заменить. Однако, закон гласит: испытав все оттенки брезгливости от найденного насекомого или волоса, потребитель имеет право не только отказаться от очередного творения нерадивого повара, но и потребовать компенсацию.
Дмитрий Харитонов:
Я уверен, что в Минске любое заведение любого уровня не будет включать такое блюдо в счёт, потому что это неправильно.
Дарина Гулюта:
В соответствии с законом «О защите прав потребителей», потребитель имеет право отказаться от оплаты блюда только в том случае, если данное блюдо является некачественным товаром, имеются посторонние предметы, либо оно небезопасно, либо оно имеет испорченный продукт, только в этом случае потребитель имеет право не оплачивать блюдо. Кроме того, он имеет право потребовать от исполнителя точки общепита возмещения убытков, а также денежную компенсацию морального вреда.
Любопытный факт: в европейских странах стакан воды просить не придётся – услужливый персонал сам позаботится о том, чтобы гость не зачах от жажды. Препятствовать посещению уборной тоже не станут – не имеют права. Правда, приятных впечатлений от заветного места останется мало. Даже в премилых ресторанчиках туалетные комнаты страшно не убраны.