«Хочется, чтобы мы были, чтобы мы жили». Воспоминания ребёнка блокадного Ленинграда к годовщине трагедии

Новости Беларуси. Памятная дата военных лет. 79 лет назад завершилась фашистская блокада Ленинграда, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ. 900 дней и ночей в осажденном городе жили не только местные, хватало и приезжих. Среди них тысячи белорусов. В наши дни в Минске блокадников осталось всего около сотни. Почему важно помнить и как сохраняют ценные письма из Ленинграда в Беларуси?

Узнавала Полина Королева.

«Хочется, чтобы мы были, чтобы мы жили». Воспоминания ребёнка блокадного Ленинграда к годовщине трагедии-1

Полина Королева, корреспондент:
Во времена Великой Отечественной войны советский Ленинград был стратегически и политически важным объектом. Об этом знало и командование фашистской Германии. Почти 900 дней связь с Ленинградом поддерживали через Ладожское озеро или по воздуху. Что было непросто из-за постоянных обстрелов. Свыше 640 тысяч человек погибли во время блокады, однако некоторые источники говорят о миллионе утерянных жизней. 27 декабря, 79 лет назад, блокада была прорвана. Сегодня мы вспоминаем жертвы.

Люди умирали от холода, взрывов снарядов и голода. Тяжело было достать даже кусочек хлеба. Если его и пекли, то не из муки. А из того, что было под рукой.

«Хочется, чтобы мы были, чтобы мы жили». Воспоминания ребёнка блокадного Ленинграда к годовщине трагедии-4

Елена Ставицкая, библиотекарь в Музее истории Великой Отечественной войны:
Блокада коснулась и моей семьи. Мама моей прабабушки, к сожалению, погибла. В живых остался еще один наш родственник Владимир Клемашов. Говорит о том, что хлеб в то время только назывался хлебом. И, к сожалению, он состоял не из ржаной муки на 100 % или пшеничной, там были и опилки, и столярный клей, и жмых.

«Хочется, чтобы мы были, чтобы мы жили». Воспоминания ребёнка блокадного Ленинграда к годовщине трагедии-7

В тяжелые годы блокады в Ленинграде жили и белорусы. Сегодня известно порядка 20 тысяч имен. Среди них военные, рабочие и женщины. Те, кто дожил до 1944 года, после участвовали в освобождении. Те, кого не стало, живут в воспоминаниях. Горгонья Дмитриевна родилась уже после начала блокады, потому помнит мало. Чаще всего рассказывает про отца и день, когда врачи пророчили ей смерть от менингита.

«Хочется, чтобы мы были, чтобы мы жили». Воспоминания ребёнка блокадного Ленинграда к годовщине трагедии-10

Горгонья Яржембицкая, секретарь правления Белорусского союза блокадников Ленинграда:
Отец у меня по Дороге жизни возил – он снаряды, людей он не возил. Он приехал с поездки, меня на руках принес в военный госпиталь. А там большая палата огромная и внизу лампы, как шары. И я вдруг открыла глаза и сказала: «Аппа». Говорят: «А что это такое?» А она у нас, говорит, мячик так зовет.

Мама и брат Горгоньи Дмитриевны погибли уже после блокады сказались четыре года жизни в холоде, голоде и страхе. Чтобы жертвы войны не были забыты, женщина уже 16 лет работает в Белорусском союзе блокадников Ленинграда.

«Хочется, чтобы мы были, чтобы мы жили». Воспоминания ребёнка блокадного Ленинграда к годовщине трагедии-13

Горгонья Яржембицкая:
Сейчас наше время, потому что оно все забывается. Мы же очень много работаем. Сейчас уже все постарели. Мы же много с институтами, с колледжами, со школами. Везде обязательно на 1 сентября это на урок знаний приглашают, в последний день мая, на последний звонок, нас обязательно приглашают. Хочется, чтобы мы были, чтобы мы жили.

Надо сказать, в Беларуси помнят тех, кто разделил печальную судьбу Ленинграда, несмотря на то, сколько прошло лет. Сегодня в музее Великой Отечественной войны состоялись литературные чтения. Учащиеся школ знакомились с историей через письма блокадников. Найденные недавно записки пополнят экспозицию музея и окажутся рядом с дневником Владимира Самойлова.

«Хочется, чтобы мы были, чтобы мы жили». Воспоминания ребёнка блокадного Ленинграда к годовщине трагедии-16

Светлана Прибыш, заведующая отделом военно-фронтовой истории в Музее истории Великой Отечественной войны:
Это дневник блокадника Владимира Самойлова. Он вел его от начала блокады и до 27 декабря 1941 года, когда, вероятно, жизнь его оборвалась. Дневник вывезла в эвакуацию его дочь, Елена Байрашевская. Она ехала вместе с маленьким сыном Марком, и через много-много лет внук передал дневник в наш музей.

«Хочется, чтобы мы были, чтобы мы жили». Воспоминания ребёнка блокадного Ленинграда к годовщине трагедии-19

О войне написано много стихов, песен, картин. Но, наверное, никогда не придет время, чтобы сказать: хватит. Тема войны даже спустя восемь десятков лет пугает и отзывается в каждом. Все, что мы можем помнить и хранить мирное небо.

Подписывайтесь на нас в Telegram!