Политика – это всегда люди, и ничего другого там больше нет. В контексте государственных событий и принятых решений гораздо больше психологии, чем кажется изначально.
Проект Алены Дзиодзиной представляет собой цикл размышлений автора о человеческом внутри современной политики.
Алена Дзиодзина, психолог:
Происходящие выборы в Молдове наиболее примечательны тем, что, несмотря на все вложенные силы со стороны зарубежных пропагандистов и политтехнологов, избирательный процесс, очевидно, не происходит столь гладко, как те сперва ожидали.
Напомню, что в этот раз было решено совместить сразу два крупных политических мероприятия: референдум о евроинтеграции Молдовы и президентские выборы. По всей вероятности, полагалось, что таким образом есть шанс повлиять на исход голосования в пользу нынешнего президента Майи Санду. Поскольку именно она активно выступала за присоединение молдован к Евросоюзу. Похоже, что согласно проваленному плану политтехнологов, должны были сработать ассоциативные связи между стремлением в «европейское будущее» и личностью Санду. И часть избирателей, что изначально не выражали к ней благосклонности, все равно отдавали бы ей предпочтение только лишь потому, что очень хотели бы Евросоюз. Однако результаты голосования, скорее, обернулись стратегическим провалом зарубежных политтехнологов, указав, что на самом деле авторитет ЕС сильно преувеличен. И не так уж активно молдавский народ рвется туда интегрироваться. Из чего можно сделать вывод, что идеальная картинка и язык психологии впечатлений на этот раз не сработали. И как бы манипуляторы ни старались, критичное восприятие у молдавского избирателя все равно осталось. Ведь при всем явном и неявном воздействии на общественность, подсчитанный процент желающих вступить в ЕС настолько символически переступил черту в 50%, что о каком-либо преимуществе и говорить даже неловко.
Алена Дзиодзина:
В то время как уровень избирательной поддержки действующего президента Майи Санду не смог достигнуть и половины, в результате чего молдован ожидает второй тур голосования. Однако на уровне восприятия подобный исход едва ли на данный момент добавляет особый авторитет для Санду в качестве кандидата на президентский пост. Ведь второй тур не предполагает уже такого сильного стимула перспектив евроинтеграции, указывая на то, что молдавский народ сомневается. А сомнения в обществе – это «заразное». Вероятно, именно потому на данный момент действующий президент Молдовы предпринимает попытки выбросить характерный козырь из рукава, сославшись на то, что якобы коррумпированные группировки помешали ей набрать нужный процент голосов, согласно подсчетам. Ведь на уровне психологии восприятия это ставит ее не в позицию проигравших, а как бы в качестве просто случайной жертвы. Однако наблюдая за тем, как неоднократно она до сей поры обвиняла в чем-либо группировки, невольно возникают ассоциации с мальчиком, что кричал «волки-волки». И потому для молдавского избирателя поводы для сомнения не закончились.