Час суда – дело времени. Как сельский бизнесмен травил гомельчан мясом с «душком»?
Новости Беларуси. В сельском хозяйстве не все так гладко. Бывают и сложные случаи. Это уже поле для деятельности Генеральной прокуратуры, сообщили в программе «Неделя» на СТВ. Специалисты отмечают, что нарушений меньше не становится. Причем размах – от замалчивания фактов падежа скота до крупнейших коррупционных схем.
Самые резонансные случаи в расследовании нашего корреспондента Константина Герцева.
Константин Герцев, корреспондент:
Рынок для белорусов – издавна место притяжения. Закупаются здесь и бренд-шефы гламурных ресторанов, и обычные домохозяйки. Сало по-домашнему, кровянка «Брестская», ребрышки «Аппетитные» – невозможно устоять. Так и хочется взять всего и по чуть-чуть. На это и сделал ставку фигурант следующего уголовного дела. Все равно купят, вопрос в цене. На протяжении нескольких лет гомельских покупателей травили мясом с «душком».
Об убийстве и перепродаже более сотни голов бригадиром одной из ферм Речицкого района мы уже рассказывали в эфире «Новостей». Ущерб в 265 тысяч рублей суд оценил в семь лет колонии и 350 базовых величин штрафа. И вроде бы вынесен приговор, виновные наказаны. Но в ходе прокурорской проверки очередного хозяйства под прицел правосудия попал свидетель этого уголовного дела. Как оказалось, избежавший статуса обвиняемого за недоказанностью преступного умысла.
Николай Белорусов, прокурор Речицкого района:
Получена информация, что данный гражданин скупает мясо на других фермах, а также на других предприятиях региона. В ходе проверки в рамках процессуального законодательства эта информация была подтверждена. Было возбуждено еще одно уголовное дело в отношении другого бригадира данного предприятия. А также предъявлено обвинение, в том числе и данному свидетелю уже как соучастнику реступления, связанного с хищением крупного рогатого скота.
Официально безработный перекуп по прозвищу «Попрыгунчик» свою вину отрицать продолжил: вырученное у бригадира мясо отдавал на кормешку дворовых собак и гостинцы друзьям. Его не смущали ни объемы украденного, более двух тонн, ни показания свидетелей.
Николай Белорусов:
Все всегда знали, что нужно звонить этому человеку, если нужно сбыть мясо. Если пала корова, заболела либо еще нужны какие-то денежные средства. Что этот человек всегда готов приехать, и между работниками, должностными лицами предприятия не только этого, но и других, его данные циркулировали.
Константин Герцев:
Один из эпизодов уголовного дела. «Попрыгунчик» вместе с бригадиром приезжал на ферму и прямо здесь, в комплексе, разделывали туши. Лебедка, перекидывали через балку, подвешивали животное – и вперед. В среднем получалось 300-350 килограмм мяса. За это бригадир получал 70 белорусских рублей. А теперь представьте, какой навар был у этого сельского бизнесмена.
Ущерб, нанесенный ферме «Тишковка», оценили в 15 тысяч рублей. Свою вину бригадир пока признал частично, но хозяйству от этого не легче. Занавоженность, несоблюдение зоотехнических норм и ветеринарных правил – то, на что прокуратура неоднократно обращала внимание. Как итог – падеж скота вырос минимум в три раза, но и это интересует здесь немногих. Новоиспеченный директор в должности меньше месяца, поэтому с него все взятки гладки.
Михаил Журавский, и. о. директора коммунального сельскохозяйственного унитарного предприятия «21-й съезд КПСС»:
Никогда не думал, что оно может опуститься до такого уровня.
– Почему оно так случилось?
– Потому что никаких вливаний не было. Они своими собственными силами дошли до такого.
– А это предприятия реально сейчас поднять?
– Если государство поможет, то почему бы не поднять?
Чиновники, начальники, министры. Каждый руководитель на карандаше. Чаевые без чая, скотское отношение, деньги не первой свежести. Коррумпированность белорусских топов, если сравнивать со странами-соседками, и так на грани фола. Но большая стирка продолжается. Час суда – дело времени.
«Мы должны это убрать». Гракун о коррупционерах и взяточниках в сельском хозяйстве. Читайте здесь.