Быть ли 5-балльной системе и стоит ли идти «на вышку»: какие темы обсуждаются перед новым учебным годом
Новости Беларуси. На неделе стало известно о планах вынести на общественное обсуждение возвращение к 5-балльной системе оценки знаний. Предлагается также сократить набор в ВУЗы, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.
В 2017 году самыми востребованными специальностями оказались дизайн и психология. А вот инженерно-технические популярность утратили. Есть недобор в некоторых ВУЗах на заочное обучение. Государство поможет социально незащищенным семьям с подготовкой к новому учебному году в школах.
В Беларуси государственная концепция – образование через всю жизнь. Поэтому и такое пристальное внимание школе – от начальной до высшей – со стороны главы государства.
Не стоит забывать, что Александр Лукашенко по одному из дипломов – учитель и сам – родитель. Поэтому о ситуации в образовании Президент знает не только из уст подчиненных. Руководителю страны достаточно заглянуть в портфель сына.
Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Вопрос первостепенной важности – это обновление учебных программ и учебники. В основном, это нормальные учебные программы и учебники, но есть темы, как обнаружилось, не только в гуманитарной сфере, но и учебники физики, математики – до дури некоторые доходят.
Елена Михаленко, учитель физики:
Когда я вынуждена детям говорить: «Параграф написан так сложно, что давайте напишем конспект, где все будет разложено по полочкам, все будет понятно. И можете даже не читать параграф».
Уже несколько раз издатели учебников начинали все с чистого лица. Может в юбилейный год 500-летия белорусского книгопечатания поставят жирную точку в учебной литературе для школьников? Нет – только тире.
Корпеть над учебниками экспертам предстоит еще и в 2018 году. Сколько баллов можно будет поставить новым книгам – неизвестно. Ведь и сама шкала системы оценки знаний – под вопросом. 15 лет назад решили: 5-балльная система не дотягивает до отличной оценки знаний, а сейчас очередные сомнения в обществе.
Ирина Дрозд, директор средней школы № 41 Минска:
Школьные учителя адаптируются и адаптируют детей, я думаю, тоже быстро. На мой взгляд, где-то могут возникнуть вопросы у родителей, законных представителей.
Нелли Бабак, учитель английского языка гимназии № 61 Минска:
Мы можем вернуться к тому, что было, когда мы учились или когда мы работали по 5-балльной системе: начнут в дневнике выставлять «3 с плюсом», «3 с минусом». Потому что этой градации не будет.
Еще один вопрос – целесообразность гимназий.
Ирина Левковец, директор гимназии № 61 Минска:
Ребенок приходит в гимназию. Он сдает экзамены и он хочет заниматься науками. И мы даем возможность.
Екатерина Колобанова, выпускница гимназии № 61 Минска:
В гимназии вас готовит к тому, что вы должны учиться сами, мы за вас ничего не сделаем, мы за вас оценки не получим и ничего не поставим. В университет вы приходите, и после гимназии, к примеру, я знала, что я должна учиться сама. Мне было гораздо проще.
Вот именно ребятам с таким подходом к учебе – с высокими баллами и мотивацией – дорога в университет. А тем, кто лишь хочет оказаться в тренде «на вышку», предстоит учеба в средних специальных учебных заведениях. В стране избыток безработных юристов и экономистов и дефицит рабочих и специалистов среднего звена.
Василий Жарко, заместитель премьер-министра Республики Беларусь:
Из ВУЗов в 2 раза больше выпуск, чем в сумме ССУЗы и профессионально-техническое образование. Надо наоборот выстраивать, чтобы человек в ВУЗ шел, как наиболее грамотный, подготовленный.
Один из важных показателей индекса человеческого развития – количество студентов в стране. Беларусь – в топ-20 мирового рейтинга. Мы – одна из образованнейших наций мира. Но повод для гордости должен стать еще и поводом для экономического роста. Это слишком по-европейски: сначала ВУЗ закончить, а там можно и о выборе профессии задуматься.
Сергей Касперович, начальник Управления высшего образования Министерства образования Республики Беларусь:
Человек в полной мере определяется самостоятельно, но он не видит ориентиров. Ну, вот хочу быть философом, а будет работа-не будет – сложно сказать. У нас есть четкие маяки и ориентиры для того, чтобы абитуриенту, молодому человеку, родителям, которые серьезно участвуют в его профессиональном выборе, видеть, где в будущем его карьера.
Беларусь ориентируется на инновационные технологии в экономике. Поэтому даже среднее специальное образование теперь поменяло лицо. Цвет воротничка у операторов ЧПУ скоро не будет отличаться от цвета рубашки ректоров учебных заведений.
Валерий Голубовский, ректор Республиканского института профессионального образования:
Классификация на синие, белые, серые воротнички тоже уходит в прошлое. Жесткая грань между рабочим, техником и инженером очень размыта. В некоторых случаях эта граница стирается вообще.
Вместо ПТУ – колледжи, а вместо отверток и молотков – роботы. Пришло время мехатроников.
Евгений Пустовой, телекомпания СТВ:
Меняются специальности, меняются какие-то функции, которые должен выполнять специалист на современном производстве.
Сверстники Дмитрия Заброцкого еще ломают свой интеллект о гранит науки, а он уже способен подчинить себе интеллектуальное железо. У него есть железный аргумент.
Дмитрий Заброцкий, выпускник колледжа:
Я закончил колледж и нашел себе достойную работу. В то время, как мои сверстники еще учатся в университетах, я уже зарабатываю деньги.
Главное – быть готовыми к изменениям, но при этом не забыть элементарной вещи: чтобы школьный звонок не стал колоколом, звонящим по утраченным фундаментальным достижениям.
На предстоящей неделе займутся созданием стратегического документа – методической программы для всего национального образования.
Евгений Пустовой, телекомпания СТВ:
Это уже стало традицией: к новому учебному году новые изменения в системе отечественного образования. Но пока школьники и студенты не сели за парты, у чиновников и экспертов есть время выполнить домашнее задание от Президента: какой быть белорусской школе – высшей и общеобразовательной – окончательно решат на предстоящем общереспубликанском педсовете.