500 километров по безжизненной степи! Как эвакуационные миссии забирают космонавтов?
Беларусь в статусе космической державы с 2012-го, когда был запущен спутник. Это недешевый, но окупаемый проект, который по стоимости оценивался примерно в 16 миллионов долларов. Через 10 лет окупились эти деньги и плюс дополнительная выручка более 20 миллионов долларов, рассказали в программе «Неделя» на СТВ.
Но Беларусь – страна созидающая. Как сказал Президент, созидаем иногда вопреки. Казалось бы, санкции, изоляция, а мы не ломимся через границы, никому не угрожаем, просто в космос отправляем своего человека, и этим все сказано, и это настоящий подарок ко Дню единения народов Беларуси и России, который мы отметили 2 апреля.
Во-первых, Олег Новицкий был в космической экспедиции, а он наш человек, как говорится, да и в России уже не чужой. Во-вторых, белоруска Марина Василевская стала первой в истории суверенной Беларуси, кто добрался до таких высот. В очереди на полет еще одна наша соотечественница – детский хирург Анастасия Ленкова. О ней не забудут. Ведь мы же понимаем, что это только начало.
А этот полет как квинтэссенция того, как работают договоренности президентов. Два года назад на космодроме Восточный прозвучала эта тема. Путин взял на себя обязательства. Кому-то это не нравилось, но все, о чем говорили, реализовано. Поздравляя экипаж с возвращением на Землю, наш Президент пригласил всех причастных к полету в гости в Беларусь. Известно, что уже на следующей неделе Марину Василевскую в Минске ждет прием на высшем уровне. Такой информацией поделился глава Академии наук. Но не будем забегать вперед. Вернемся к центральному событию этих дней – успешному возвращению экипажа.
Встречал космонавтов и наш Константин Герцев. Как проходило возвращение с небес на землю – в нашем сюжете.
Константин Герцев, корреспондент:
Где-где – в Караганде. Именно из этого казахского города за сутки до приземления стартует первый отряд эвакуационной миссии. Впереди 500 километров степи, сегодня она больше напоминает водную гладь, ночевка и полные штаны впечатлений, чтобы в тот час X быть свидетелем триумфа белорусской космонавтики.
Это путешествие не обещало быть простым, нас предупреждали и отговаривали, ведь казахская степь после зимы – сплошь грязь и трясина, с которой не всегда по силам справиться даже «Уралам», поэтому любой поворот надо предусмотреть заранее. Колонна выдвигается еще до рассвета, чтобы успеть в пункт назначения до заката. Поговаривают, здешние духи ночных пассажиров не жалуют.
Константин Герцев:
Крайняя остановка на связи. Впереди 200 километров без малейшего намека на цивилизацию.
Первый рубеж не заставил себя долго ждать. Идем по порядку, не спеша, чтобы самому не сесть, а в случае чего, и застрявшего вытянуть.
Олег Погорелов, водитель:
Не каждый согласиться, именно фанаты космоса и дорог. И чуть-чуть люди, двинутые на этом. Кому интересны путешествия, кому интересно что-то новое. Кому интересно поднять пятую точку с дивана, я бы так сказал.
Степь всегда может преподнести сюрпризы, даже там, где, казалось бы, ничего не предвещало. Через десяток метров – не опять, а снова.
Вокруг пугающая тишина, десятки километров ни души, лишь изредка мелькающий скот и пастухи-кочевники.
Константин Герцев:
Чего только не найдешь в бескрайней казахской степи. Вот обтекатель космического грузового корабля «Прогресс».
Наша цель – 6-й район посадки, площадка еще советской эпохи. Она полностью соответствует требованиям генерального конструктора Сергея Королева: отчужденность и относительно ровный ландшафт. Но даже несмотря на опыт, а где-то и обыденность, к спасательной операции готовятся со всей ответственностью. Прорабатывают основной и два запасных маршрута. Всего в эвакуационной миссии задействовано порядка 300 специалистов.
Сергей Семченко, представитель Федерального агентства воздушного транспорта России в Казахстане:
12 вертолетов, 4 самолета, 4 поисково-спасательных машины. Так все и работает. У нас посадка в двух зонах. Под Аркалыком точка посадка, а вторая – под Жезказганом. Но под Аркалыком полностью залито – полтора-два метра воды.
Спустя десять часов мы на точке. А по соседству степной некрополь – могилы кочевников, которым более двух веков.
От МКС от Звездного городка – собрали хронологию приземления первой белорусской космонавтки.
Константин Герцев:
Космонавтика – это всегда драйвер развития промышленности, в том числе и автомобилестроения. Позади нас поисковые машины, первые в Советском Союзе, соответствующие трем требованиям: высокая проходимость, плавучесть и аэромобильность. Из-за своей специфической окраски в народе они получили название «Синие птицы». А отряд руководит однофамилец легендарного конструктора.
В 1994-м по инициативе все того же генерального конструктора Королева КБ ЗИЛа получило задание разработать автомобиль, который был бы способен вывезти космонавтов из самых труднодоступных уголков Земли. И он до сих пор в строю. Под капотом шестилитровый двигатель мощностью 150 лошадиных сил, расход – один литр на один километр. Опытный образец лично принимал Юрий Гагарин. В серию запустили сразу несколько машин, объединенных в единый комплекс: грузовой, именуемый «Краном», для капсулы и пассажирский – «Салон» – который и эвакуирует звездных пассажиров.
Евгений Королев, специалист по организации поисково-спасательных работ:
Рассчитано время «Ч» – так называемое время открытия основной парашютной системы. В этот момент на спускаемом аппарате будет включен аварийный радиомаяк. С помощью радиотехнических средств, которые находятся на борту этих машин, определяем азимут на спускаемый аппарат, и выполняемым выдвижение. Также в процессе продвижения вперед по радиосигналу визуально определяем направлению, а далее по визуальному контакту двигаемся к месту приземления спускаемого аппарата.
Ближе к девяти часам утра в небе над лагерем уже появились самолеты. А это значит, что спускаемый аппарат успешно отстыковался от МКС, совершил два витка вокруг Земли, сошел с орбиты и уже входит в атмосферу. С минуты на минуту мы должны услышать голос экипажа.
Это первый радиосигнал после выхода спускаемого аппарата из плазмы, командир Олег Новицкий докладывает о состоянии экипажа. Через считаные минуты на высоте 10 километров раскроется сначала вытяжной, затем тормозной, а потом уже и основной парашют площадью в тысячу квадратных метров. Хлопок иногда можно услышать даже в Жезказгане.
Высадка космонавтов – первые эмоции Марины Василевской и процесс эвакуации. Как это было?