Новости Беларуси. За сохранение национальных культурных традиций. Коллектив Национального академического театра имени Горького удостоен спецпремии Президента за спектакль «Песняр», посвященный творчеству Владимира Мулявина. К слову, завтра маэстро исполнилось бы 75. Корреспондент программы Новости «24 часа» на СТВ – о человеке эпохи и уже эпохальном мюзикле.
И пусть главный герой никак не обозначен – в спектакле у него нет ни имени, ни фамилии, он просто песняр, – мы все понимаем, о ком речь идет. Это все великий, талантливый, а от того страстно и преданно любимый (при чем меломанами не только нашего континента) Владимир Мулявин. Роль маэстро в спектакле исполняет 30-летний белорусский актер Жбанков. Сергей вспоминает, как на один из первых прогонов пришла супруга Мулявина Светлана Пенкина, как тряслись у него руки и ноги, и как волнительно было услышать ее одобрение.
Сергей Жбанков, актер:
Светлана Александровна за два дня до премьеры дала мне теннисный мячик, с которым он лежал последние дни в больнице, – он разрабатывал себе руки таким образом. И для меня сейчас на сцене он является своеобразным проводником.
Чтобы вжиться в роль, актер прослушал все без исключения композиции Мулявина, но до сих пор разгадывает сам спектакль, как ребус, где одержимым творчеством песняр остается и в самый сложный момент жизни.
Сергей Жбанков:
Всерьез задумываться о том, что ты лежишь на кровати, у тебя не двигаются ноги и руки, потому что где-то есть такие моменты… Но он фантасмагоричный, необычный, мистический где-то.
О том, что спектакль получился мистическим, говорит и Александр Жданович. В спектакле именно он – один из любимых поэтов песняра — Янка Купала.
Александр Жданович, актер:
Купала по сюжету является первым, чтобы поддержать. А потом, в конце спектакля, он его забирает туда, в некий идеальный мир.
Год на подготовку – и полный аншлаг.
Благодаря и режиссеру Ереньковой, и всей команде, имена которых были известны Валентине Григорьевне еще до появления чернового варианта сценария. Целенаправленно выбрали в русском театре и имя его автора — молодого Василя Дранько-Майсюка.
Валентина Еренькова, режиссер:
Василий Дранько-Майсюк, молодое поколение – оно очень смелое, дерзкое, эпатажное в чем-то. И мне нравится их эта смелость. Для них нет этих памятников: этого трогать нельзя, к этому прикасаться нельзя. И когда он мне принес синопсис, я поняла, что работать мы будем.
Алексей Ереньков — композитор и музыкальный оформитель «Песняра». Еще будучи студентом музыкального училища, он мог стать участником легендарной группы.
Алексей Ереньков, композитор и музыкальный оформитель:
Во сне он передал мне огромную книгу. На каждой странице – подпись Владимира Георгиевича. И он сказал: «Ты с этим справишься».
Сам Мулявин пристрастился к театру еще в детстве. Будучи маленьким, на Владимира огромное впечатление произвела опера «Травиата». Он долго задавался вопросом, где же есть такая страна и где живут такие люди. Уже годами позже с песнями самого маэстро многие откроют для себя Беларусь и «мілагучнасць» нашего языка.
Уже завтра, в 75-й день рождения Владимира Мулявина, зал Горького заполнят преданные поклонники, а со сцене обязательно прозвучит «Молитва». Та самая, которую в спектакле оставили в оригинальном исполнении.